Интервью

Николаус Гейрхальтер: «На первом этапе всегда важнее изображение»


 

Николаус Гейрхальтер

 

Почему вас заинтересовала эта тема — ландшафтные изменения?

Потому что мы с вами не видим этого. Потому что люди должны знать о тех вещах, которые происходят вокруг. И это одно из таких явлений, окутанных тайной. Люди меняют Землю, перемещая тонны грунта. Я просто хотел показать, что происходит с Землей, и каково происхождение того, чего мы достигли, существуя на этой планете.

Вас всерьез волнуют проблемы экологии?

Конечно. Всех волнуют. Просто обычно люди не задумываются, к чему приводит их стиль жизни.

При этом разговор об экологических проблемах вы совмещаете с философскими вопросами…

Я не совмещаю, а просто делаю фильм. Потом уже аудитория извлекает из того, что я показываю, философские вопросы наподобие «для чего мы живем?» Я подчеркиваю некоторые направления в фильме, но вы должны думать самостоятельно.

Иногда вы не включаете интервью в свои фильмы, но в этот раз включили…

Да, у меня есть три фильма без интервью. Некоторые из них хорошо известны. Остальные фильмы все с интервью, это мой метод. Мне интересно, что говорят люди. Ведь очень часто люди не слушают друг друга. В фильме же я даю возможность обговорить то, что многих волнует на самом деле.

 

«Земля». Реж. Николаус Гейрхальтер. 2019

 

Сколько часов материала вы отсняли?

Я правда не знаю, поскольку больше не считаю в часах. У меня было восемь жестких дисков.

Как вы выбирали локации?

Я посетил семь мест в Северной Америке и Европе. Фильм начинается в долине Сан-Фернандо, штат Калифорния, где рабочие «двигают горы», буквально меняя ландшафт своими бульдозерами и другими гигантскими машинами. Затем я направился к перевалу Бреннер, между Австрией и Италией [граница, на которой происходит действие предыдущего фильма «Пограничный барьер»; его возможно увидеть на фестивале Docudays UA в Киеве в этом марте — ред.], и снимал создание нового туннеля сквозь гору. Далее мы побывали на угольных месторождениях Дьёндьёш в Венгрии, где шахтеры добывают руду, не обращая особого внимания на поверхность самой земли. В Карраре, Италия, добывают всемирно известный мрамор, буквально разбивая горы. Медные рудники Рио-Тинто и прилегающие серебряные рудники Корта-Лаго в Испании известны как рудники Римской империи, которые в прошлом использовались для финансирования имперских военных операций в Северной Европе и до сих пор являются критически важным местом для производства материалов, которые мы ежедневно используем в электронике и связи. Бывшие соляные копи Асс в Вольфенбюттеле в Германии десятилетиями использовались для хранения ядерных отходов из-за глубины шахт и их относительно далекой расположенности от источников воды. Наконец, в Форт-Маккее, Канада, в печально известных битуминозных песках Альберты я побеседовал с коренными канадцами, живущими в этом районе, поскольку доступ к этому месту для съемки и в целом посторонним строго запрещен.

 

«Пограничный барьер». Реж. Николаус Гейрхальтер. 2018

 

Сегодня дроны часто используются в кино, но ваша съемка получилась очень необычной — иной масштаб, который проявляет рисунок ландшафта. Как вам удалось так неординарно подойти к этому вопросу?

Потому что я снимал не так, как это делают обычно — а обычно получается скучно и так, как доступно всем. Съемка с дронов больше не феномен и не открытие. Раньше я использовал вертолеты, а теперь то же самое стал делать с дронами.

Что вы думаете о кинематографе как попытке зафиксировать время?

Кинотеатр — это особое место, которое отличается от интернета и телевидения. Время здесь действительно течет медленнее или вообще останавливается.

Вы можете описать свой творческий метод?

Коллекционировать изображения. Возможно, создавать уникальное пространство реальности.

А что для вас в таком случае лежит в основе — нарратив или изображение?

О, обе эти составляющие фильма для меня очень важны. Хотя наверное для меня на первом этапе всегда немного важнее изображение. Я выбираю такие изображения, внутри которых есть история.

 

«Земля». Реж. Николаус Гейрхальтер. 2019

 

Фредерик Уайзман говорил, что его фильмы рождаются на монтажном столе. Насколько монтаж определяет фильм для вас?

Это трудный вопрос, у меня было много материалов с различных локаций, если иметь в виду «Землю», но они были вырезаны во время монтажа. Поэтому монтаж намного важнее, чем можно было бы подумать. Когда ты снимаешь, то находишь какие-то истории, и нужен хороший монтаж, чтобы сохранить эти истории, чтобы люди их поняли. У меня обычно есть монтажер, который смотрит свежим взглядом и монтирует.

У меня есть вопрос об одном из ваших предыдущих фильмов — «Человек разумный».
Что вы думаете об идее антиутопии? Существует канон образов в искусстве и литературе, который представляет антиутопическое научно-фантастическое будущее.

Мой фильм «Человек разумный» — это документальный ответ на этот вопрос. Во всей этой литературе или фильмах фигурируют пространства без людей. Но мы действительно снимали такие безлюдные локации в реальном времени. Это то, что отличает нас от игровой антиутопии и именно поэтому делает фильм еще более документальным. Можно сказать, что это антиутопия в действии.

Но как вы нашли все эти безлюдные локации и, сфокусировавшись лишь на некоторых, создали нарратив без слов?

Можно найти просто миллион таких мест, вы правы. Но если вы хотите сделать кино, вам нужно что-то выдающееся. Нам нужно было найти лучшие места, на которых удалось бы сделать съемку, не уступающую лучшим фотографиям. Иначе зачем людям идти в кино? Это мой личный подход — с самого начала задать высокий визуальный уровень. Фильм должен был становиться сильнее с каждым новым кадром или, по крайней мере, не слабее, идти по нарастающей. И тогда в кинотеатре возникла бы необходимая нам напряженная атмосфера.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: