Рецензии

Мои фьорды прекраснее ваших дней — «Панические атаки» Ивана Твердовского

В кинотеатрах — новая работа Ивана И. Твердовского «Панические атаки», победившая на фестивале «Зимний». О холодной и сбивающей с ног, как гололед, картине пишет Антон Фомочкин.

«Панические атаки». Реж. Иван И. Твердовский. 2023

Две девицы за столом третью ждали вечерком. Тем временем заслуженная шаманка (Марина Клещёва), запершись в ванной, обливала Вику (Лена Тронина) водой. Ее подружки, листая журнал, старались не коситься на дверной проем в форме гроба и не замечать истошных криков за дверью. В конце концов, все там будем. В морозном Никеле кухонный мистицизм — часть непритязательного досуга. Что еще из развлечений? Мечты о такой близкой, рукой подать, Норвегии и футуристичная караоке-будка. Длинные ряды одетых в зимние чехлы автомобилей, в которых уединяются пары. Вике, как и всем здесь, не терпится смыться. У нее на Никель с детства аллергия: примеси серы в воздухе ослабили нервную систему. Следствие тому — панические атаки.

На дорожку нужно сходить к ведунье, но заговору о «защите в странствии» Вика не верит, виза в заграннике больше обнадеживает. Вырвавшись из материнского (в роли мамы — Светлана Камынина) плена, разжившись в гардеробе подруги (Елизавета Медведева) лыжными ботинками и «шлюшьей» шубой, Вика садится на хвост Никите (Сергей Двойников), с которым когда-то мутила ее сестра (Дарья Савельева). В его микроавтобусе она и поедет в гости к сказке.

Каждый в фильме получает не то, чего заслуживает, а то, что воображает
«Панические атаки». Реж. Иван И. Твердовский. 2023

Волшебство начинается для никельской принцессы Вики там, где пропадает мобильная сеть. Предвкушая встречу со стражниками на паспортном контроле, она репетирует диалог. Такой, что ТЮЗ позавидует:


— На какое количество дней?
— Навсегда, я бы навсегда хотела остаться в вашем королевстве.
— Куда дальше?
— Не знаю, у меня пока нет мыслей, как остаться в вашем королевстве.

Спектакль Вики — торжественная клятва, которой нельзя поступиться. А скоро на том же пассажирском месте, но в другую сторону будет ехать ее сестра.

Любой край чуден, если не знаешь языка

В «Панических атаках» можно без труда разглядеть традиционную остросоциальную байку — буквальную реализацию мрачной шутки о том, что скандинавские тюрьмы комфортнее иного санатория. Но, как и в предыдущем «Наводнении», Твердовский, работающий на территории леденящего магического реализма, едва ли фиксируется на социальном контексте. Начиная с «Конференции» (ее, как и «Атаки», продюсировала Катерина Михайлова), режиссер пересобирает свой стиль, фокусируясь преимущественно на статичных кадрах, которые в здешнем никельском контексте, провоцируют клаустрофобию, подобную той, что побуждает героиню к бегству. Урок этой сказки добрые молодцы должны вынести самостоятельно — каждый в фильме получает не то, чего заслуживает, а то, что воображает. Нулевое значение на пути героев — граница, по обе таможенные стороны которой работают одинаково уставшие люди.

Панические атаки героини, вероятно, сугубо психосоматического толка, имеют ту же природу, что и вендерсовский «Страх вратаря перед пенальти». Такого пенальти, а точнее, подвоха Вика неустанно ждет от бытия в Никеле. Нетрудно ее прочувствовать, достаточно вспомнить ту оторопь, что испытываешь порой, подходя с паспортом к окошку контроля. Вика, представляя, будто со стороны норвежцев сидят сказочные эльфы, опасается, что ее развернут наши — и на личном досмотре начинает трястись как осиновый лист. А Никиту, способного найти общий язык с любым из соотечественников, с собаками на въезде грубо досматривают как раз «чужие».

«Панические атаки». Реж. Иван И. Твердовский. 2023

По пути в сказку — норвежцев, здесь на непривычный иногороднему уху фэнтезийный манер называют «норгами» — Вика проходит через две точки входа в иномирье. Первая — озерообразная грязная лужа под ее окном, куда героиня ныряет с головой после прыжка со второго этажа, вырвавшись тем самым из плена родительской башни. Там же: вмерзшее колесо велосипеда, мигающий аптечный крест да окоченевшая, запорошенная метелью земля. И омут посередине, что в иные времена явил бы нам прекрасную деву-лебедь, а ныне превращает сердечко героини в ледышку. Вторая точка перехода — Кольская сверхглубокая. Ничего примечательного: это просто труба с метр в ширину, уходящая на километры в недра земли посреди пустыря. Говорят, если прокричать в нее желание, то оно обязательно сбудется, ведь шептать таким способом получается прямо в уши дьявола. «Это сделка, в которой нет пути назад», — улыбается дворовый романтик Никита, надеясь произвести впечатление на попутчицу. Что нового может прокричать в темноту Лена? Диапазон их с Никитой судеб, не шире расстояния между «епт» и «епта», о диалектической разности которых спорят герои.

В «Панических атаках» жанровые маршруты все время на перепутье

Иногда, на пиках панических атак, Лена истерически кричит. Раньше это было принято считать кликушеством («Кликушество» — рабочее название фильма), знаком вселившегося беса, а то и дьявола. Может, потому и закончится эта сказка совсем не ангельскими крыльями, как в другом фильме про поиски счастья на скандинавской стороне, «Лиле навсегда» Лукаса Мудиссона. Проблемы разночтения будут преследовать героев Твердовского весь их путь. Вика и Никита неспособны понять не только английскую (чего уж там норвежскую) речь автохтонов, но и друг друга. Даже Киркенес они видят по-разному. Любой край чуден, если не знаешь языка. Метель, может, везде бела одинаково, но «климат», о котором так много говорит Вика, не только про погоду и экологию. Это и вегетарианская пицца на завтрак, и гостеприимство, и пресловутый минимализм, и спокойные, приглушенные цвета. Обстановка, соответствующая стати Снежной королевы, бумажную корону которой, слегка обжившись, примеряет на себя девушка. Оставшиеся позади густые на цвета и душные от раскаленных батарей блочные берлоги Никеля, ей уже не к лицу.

«Панические атаки». Реж. Иван И. Твердовский. 2023

Но, где бы не находилась Вика, в ее плейлисте останется осколок мурманского кликушества, старая песня о главном, которой на родине продолжают подпевать и бывшие приятельницы. «Ты мне дай островок, полный солнца и весны. Ты мне дай сто дорог, что вели к моей мечте». Только песня может заглушить тревогу, ведь рокот, подменяющий в фильме саундтрек, издают не заводские трубы, а панические крики Лены Трониной.

В «Панических атаках» жанровые маршруты все время на перепутье, начиная с первой остановки в ведьмовской квартире. Это и романтическое роуд-муви, и мелодрама о внутренних границах, и жесткий триллер, и, конечно, печальная сказка о том, как хорошо, где нас нет.

«А потом, когда пройдут дожди, мы будем здесь одни». Хоть большинство муравейников Никеля и лишены вожделенного Викой «климата», но, в отличии от ее внутреннего и внешнего изгнания, люди там остаются с кем-то — хотя бы для того, чтобы вместе разделить парный режим в единственной караоке-будке на весь поселок. Тем и греясь.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: