18+
// Рецензии

«Друзья»: Американский оборотень в Париже

Уже неделю в российских кинотеатрах можно посмотреть режиссерский дебют Луи Гарреля. Наталья Серебрякова радуется, что сын пошел не в папу, а в Апатоу.

«Друзья». Реж. Луи Гаррель, 2015«Друзья». Реж. Луи Гаррель, 2015

Чудаковатый бородатый статист в кепке по имени Клеман (Венсан Макен) влюблен в официантку Мону ближневосточной внешности (Голшифте Фарахани). Каждый вечер он безуспешно пытается ее задержать, но Мона упорно сбегает на пригородной электричке — она заключенная, имеющая право работать на свободе, потому что ее срок подходит к концу. Отчаявшись, Клеман обращается к красавчику-другу Абелю (Луи Гаррель), в надежде повлиять на строптивую девицу. Абель умеет обращаться с женщинами, и, зная о порочных наклонностях друга, Клеман предостерегает: «Только не ее!». Зрителям ясно: между Абелем и Моной что-то будет.

Но любовный треугольник в духе «Мечтателей» обманывает ожидания и оборачивается не тем, чем кажется поначалу. Сценарий Луи Гаррель писал вместе с режиссером, у которого крепко прижился — Кристофом Оноре. Их «Друзья» — по сути, адаптированная пьеса «Прихоти Марианны» Альфреда де Мюссе. Перерабатывать классику для Оноре задача не новая: семь лет назад он снял «Прекрасную смоковницу» по мотивам «Принцессы Клевской» мадам де Лафайет. В любовном романе тогда Луи Гаррель и Леа Сейду не по-детски страдали. В «Друзьях», на первый взгляд, главным страдальцем оказывается герой Венсана Макена — Клеман режет вены из-за неразделенной любви. И делает это не где-нибудь, а прямо на съемочной площадке, где идет реконструкция событий майской революции 1968 года. Такой оммаж фильмам Бертолуччи и Филиппа Гарреля («Постоянные любовники»), в которых снимался Луи, мог бы показаться дешевым самолюбованием, если б не трагикомический сарказм, в который пускается автор. Отвезя Клемана в больницу, Абель и Мона неизбежно идут на сближение.

«Друзья». Реж. Луи Гаррель, 2015«Друзья». Реж. Луи Гаррель, 2015

Когда смотришь «Друзей», в голову приходят и «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо, и «Вальсирующие» Бертрана Блие, и «Посторонние» Жана-Люка Годара, и даже «Дурная кровь» Леоса Каракса (есть, например, момент, когда Абель совершает точно такую же пробежку по парижской улице, как Алекс Дени Лавана). Понятно, что у человека с такой кинематографической биографией (отец — режиссер Филипп и дед — актер Моррис), все эти отсылки и цитаты просто в крови и на подкорке. Но Гарреля-младшего не синефилия интересует, не красота кадра (фильм снимала оператор «Незнакомца у озера» Клэр Матон), и не многозначительность мизансцен, а — вы не поверите — смешные диалоги и нелепые ситуации. Картина начинается как любовная драма, но постепенно перерастает в разговорный слэпстик с диапазоном трюков от комического прыжка из больничного окна до падения в витрину. Не обходится и без вечных французских тем, которые уверенно эксплуатирует в каждом фильме Оноре и которые, впрочем, лежат на поверхности — l’amour de trois и бисексуальные отношения (Абель настолько красив, что его пытаются соблазнить представители обоих полов). Потомок самого романтичного и непростого французского режиссера оказался приверженцем классического нарратива. Истинный жанр этой трагикомедии с тюрьмой, неудавшимся суицидом и разбитыми сердцами — трогательный броманс в духе «Странной парочки» Джина Сэкса. По правде говоря, начинающему режиссеру можно простить и некоторые сценарные несостыковки, и однообразную актерскую игру (ни для кого ни секрет, что в каждом фильме Луи Гаррель играет самого себя) за одну лишь адекватность и отсутствие излишних амбиций. Гаррель-младший не пытается быть ни новым Годаром, ни Бертолуччи, ни — упаси бог — Гаррелем-старшим. Кажется, все, чего бы он хотел — быть французским Апатоу, и снимать уютные драмеди о слезливой мужской дружбе в стиле «Приколистов».

Рейгадас
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»