Сказка льда и пламени — «Фрау» Любови Мульменко
В прокате «Фрау» — вторая режиссерская работа Любови Мульменко, удостоенная двух наград на фестивале «Маяк». О терапевтическом значении фильма и его героях рассказывает Павел Пугачев. Также напоминаем, что недавно мы выпустили книгу со сценарием картины.
Фрау купить
Ваня (Вадик Королёв) хочет любить. Не просто любить, а служить даме сердца. Он настоящий рыцарь, хоть и не имеет ни меча (но есть топорик), ни титула (но есть работа в лавке «Охотник и рыболов»). Одна проблема: ему нужна фрау. Не девушка, не партнерша, а именно фрау. В голове уже есть идеальный образ, но ему непросто соответствовать. Да, есть, конечно, Катя (Виктория Лемешенко) из столовой, она предположительно вкусно готовит ромштекс и красиво кладет пюре, и подруга-братуха (Дарья Коныжева), с которой можно порыбалить и ее даже зовут «Колян». Но обе — не фрау.
У судьбы своеобразное чувство юмора. В Пермском театре оперы и балета Ваня очаровывается Кристиной (Лиза Янковская), балериной, танцующей главную партию в «Жизель». Она и правда похожа на фрау! Особенно из зала или когда Ваня встречает ее цветами после спектакля. У нее свое кино: балет этот чертов не то чтобы страсть всей ее жизни, да и вообще страсти никакой нет, одни неврозы да вялотекущие недоотношения с женатым хирургом-травматологом (Алексей Розин), а тут еще этот чудик с рюкзаком за спиной и васильками в руках. Вроде милый, не пристает, убегает после каждой короткой встречи. Эй, а давай встречаться? Ну, давай.
«Фрау» не «кино для своих», а честно сделанная жанровая работа
Отпуск до конца — «Дунай» Любови Мульменко
Трудно не смеяться почти весь сеанс, еще труднее — не задаваться вопросами, сначала к героям, далее — к себе. Как и предыдущая режиссерская работа Мульменко, ни в чем более не похожий на новый фильм «Дунай», «Фрау» проникает в тебя, не ломая никаких стен и не пытаясь что-то объяснить, но взывая скорее к внутреннему диалогу. Как и дневник, что Ваня хранит в морозилке, «Фрау» хочется держать к себе поближе и показывать только самым близким. Но для входа в фильм не нужно особых приглашений. «Фрау» не «кино для своих», а честно сделанная жанровая работа. По-хорошему расчетливая, по-анимационному выверенная, совершенно при этом авторская. «Дунай» ловил воздух Белграда и складывался будто бы сам по себе, «Фрау» же — работа режиссера, не полагающегося на удачу. Тут больше навыка и профессии. Это зрительское кино, сделанное для живых людей, а не для гипотетического «зрителя» в головах продюсеров, не столько типовой ромком, сколько современная городская сказка. И, как и все хорошие сказки, готовит к столкновению с неизбежным.
Мульменко не пристает к героям с советами по обустройству жизни, не записывает их к терапевту
То, что герои категорически не подходят друг к другу, очевидно с первых сцен. Несоответствие подчеркивается и на уровне изображения: Ваня живет в почти симметричном мире с ровным заполняющим светом, мир Кристины — с более подвижной, готовой оторваться от героини камерой, тенями и контрастами. То же относится и к ведущим актерам, играющих в разных регистрах: трогательный мультгерой в лице Вадика Королёва и узнаваемый вне зависимости от гендера человек-невроз в исполнении Лизы Янковской. Интрига тут скорее в том, как долго они продержатся вместе и почему.
Любовь часто сопряжена со страхом. Порой любишь, когда страшно потерять. Когда страшно остаться одному. Когда просто страшно. Иногда этот страх всё рушит, иногда — привязывает к другому очень прочно. «Фрау» напоминает, что бояться все-таки глупо.
Ваню и Кристину легко разложить по психологическим полочкам, где «безотцовщина» и «трудности сепарации от родителей» соседствуют с «патриархальными установками» и «гетеронормативностью», а «тревожно-избегающий тип привязанности» тянется к «надежному». Но делать этого не хочется. Мульменко не пристает к героям с советами по обустройству жизни, не записывает их к терапевту, не будем делать этого и мы. «Фрау» — терапевтическое кино в том смысле, что дает задаться вопросами самому. Терапия тут не в авторских выводах, а в том пути, что зритель проделает вместе с героями. Вытерев слезы и дослушав песенку про цветок «небывалый, что зовется мечтою не зря», хочется пройти этот путь снова.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой