18+
// Фестивали

Социальный пакет

Несколько дней назад в пасторальном курортном Парк-Сити (штат Юта) завершился Sundance. Об официальных итогах фестиваля и собственных впечатлениях рассказывает корреспондент «Сеанса» Наталья Шарапова.

Главный фестиваль американского «независимого» кино в разное время вел свое летосчисление от 1978-го, 1984-го и 1985-го годов. Так что во избежаниe путаницы, его возраст в какой-то момент перестали считать и называют просто по годам. Программу Sundance-2013 отличала небывалая для этого события легковесность и фривольность. Доходило чуть ли не до порнографии. Тем более удивительным кажется решение жюри, сделавшего гражданское неравнодушие основным критерием для поощрения. Видимо, остается только мечтать о том, что в будущем социальные и гражданские институты будут работать настолько слаженно, что кинофестиваль сможет сконцентрироваться на киноискусстве, не выдавая съемочным группам призы за озеленение скверов, спасение трубкозубов, защиту памятников Тимбукту и прочие благие общечеловеческие помыслы.

«Фрутвейл». Реж. Райан Куглер, 2013

Итак, Гран-при фестиваля (и тут зрители были совершенно единодушны с профессионалами) получил фильм «Фрутвейл» («Fruitvale») — дебют 26-летнего режиссера из Сан-Франциско Райана Куглера. Сеансы экранизации истории 22-летнего уроженца Окланда (отца, мужа, сына и просто веселого парня) предварялись многочасовыми очередями и сопровождались многократными стоячими овациями. На экране — последний день жизни главного героя, в течении которого он успевает отвезти дочку в садик, вроде как помириться с женой после измены, потрепаться с приятелями и, в итоге, угодить под пулю полицейского в необъяснимом инциденте на станции Фрутвейл. Документальное изложение трагедии можно частично найти в «википедии»

Приз за лучший американский документальный фильм получил Стив Хувер за картину «Брат по Крови» («Blood Brother»). Снимая ее, автор провел несколько лет в Индии. В центре фильма его лучший друг, Рокки Браат, дизайнер, который обрел вторую жизнь, став волонтером в лагере для детей инфицированных ВИЧ. Интересно, что бюджет необходимый для создания фильма был практически полностью собран с помощью краудфандинга на сайте kickstarter.com.

«Чеджу-си». Реж. Муэл О, 2013

Победителем в номинации «мировое игровое кино» стал «Чеджу-си» («Jiseul») режиссера Муэл О. Визуально завораживающий фильм, снятый в контрастной черно-белой гамме, основан на реальных событиях в истории Южной Кореи. После коммунистического восстания 1948 года на острове Чеджу введено военное положение. Американское военное правительство объявляет жителей острова вне закона, негласно согласившись на истребления всего населения. Герои фильма прячутся в пещерах: лента, в основном, посвящена их отношениям друг с другом и вечностью.

И наконец, лучшим документальным фильмом в международном конкурсе посчитали работу «Река меняет течение» («A River Changes Course») Калаен Мам. Фильм рассказывает об экологических изменениях в Камбодже, о вреде, который наносит окружающей среде интенсивная индустриализация. История современной Камбоджи показана на примере историй нескольких семей, через судьбы людей, которым приходится выкорчевывать себя из родной земли, строя новую жизнь, жить которой они не хотят.

«Река меняет течение». Реж. Калаен Мам, 2013

Из многообразия орденов можно также выделить специальную награду жюри «за поддержание панковского духа», полученную Максимом Поздоровкиным и Майком Лернером за фильм «Pussy Riot — панк-молебен».

Призы — это, конечно, замечательно, но были среди фильмов фестиваля и те картины, которые никаких наград не удостоились, хотя посмотреть их, безусловно, необходимо.

«Чарли, Виктор, Ромео». Реж. Роберт Бергер, Карлин Микелсон, 2013

«Чарли, Виктор Ромео» («Charlie, Victor, Romeo») Роберта Бергер и Карлин Микелсон

Единственный сандaнсовский фильм в формате 3D и одновременно первая киноработа известного нью-йоркского театра «Коллектив: Бессознательное» [http://www.collectiveunconsciousnyc.org/]. Название фильма является мнемонической фразой для аббревиатуры CVR — записи «черного ящика» (cockpit voice—recorder). Как и следует из названия, фильм — киноверсия расшифровок черных ящиков с шести разных полетов. Один самолет приземляется без жертв, другой с пострадавшими, на оставшихся четырех рейсах погибают все. До создания фильма «Коллектив: Бессознательное» обкатал материал в театре. «Чарли, Виктор Ромео» стоит в репертуаре с 1999 года. Спектакль использовался для обучения пилотов и получил огромное количество наград. По сути это документальный театр ужасов с пунктирными элементами Хичкока. С помощью 3D спектакль пытается стать театром без границ. У проекта есть некоторые расплывчатые идеи проката в США, а международным зрителям явно придется пугаться какими-то другими способами, в лучшем случае скачать запись спектакля в двухмерной версии.

«Побег из завтра». Реж. Рэнди Мур, 2013

«Побег из завтра» («Escape from Tomorrow») Рэнди Мура
Фильм одновременно невероятный и для Sundance ожидаемый: мизерный бюджет, малоизвестные актеры, неизвестный режиссер, тайные съемки в Диснейленде. Ради такого guerilla filmmaking все это и начиналось в 1978 году. Обуржуазившийся Sundance оставил «Побег» без призов, и остается только надеяться, что режиссерская наглость каким-то невероятным образом донесет этот шедевр до зрителя без посторонней помощи.

Мур начал работать над «Побегом» три года назад в возрасте тридцати трех лет. Тогда ему впервые пришло в голову снять свой дебютный фильм в Диснейленде в Орландо. Актерам строго настрого запрещали рассказывать, в чем именно они участвуют. Инструкции рассылались в виде текстовых сообщений, а сцену, в которой два героя проносятся друг мимо друга на разных аттракционах, переснимали двадцать раз. К том моменту, как съемки фильма были завершены, страх перед кровожадным Мики Маусом был настолько велик, что Мур решил монтировать в Южной Корее.

«Побег из завтра». Реж. Рэнди Мур, 2013

Сам фильм, повторюсь, не менее интересен, чем история его создания. Это сюрреалистическая сатира на американское общество, индустрию развлечений, саму идею эскапизма, причем снята эта сатира, как фильм нуар. Есть здесь и кровожадные белоснежки, и эпидемия «кошачьего гриппа», и французские нимфетки. По сюжету в последний день каникул благообразный отец семейства (Рой Абрамсон) узнает, что его уволили. Пытаясь скрыть этот факт от своей семьи, Джон отправляется со всеми в Диснейленд, где начинает медленно, но верно сходить с ума. В одной из сцен Джон со своим сыном преследует двух сексапильных французских школьниц (на игрушечной машинке, под танго Збигнева Прейснера), в другой на голову ему одевают Epcot Center, еще в одной любимую дочку Сарочку крадет обезумевшая Белоснежка. Про вставки из мультфильма про кота Леопольда умолчим.

Однако не эстетика и художественная составляющая привлекли столь серьезное внимание в фильму, а его легальная неоднозначность: съемки в Диснейленде не были согласованы. В данный момент режиссер и съемочная группа ушли в глубокое подполье в ожидании возможных путей развития сюжета. Их, надо сказать, великое множество: возможно, повторится история с «Food Chain Barbie», и фильм с чувством глубочайшего удовлетворения можно будет вычеркнуть из списка недоступных человечеству.

«Компьютерные шахматы». Реж. Эндрю Бужальски, 2013

«Компьютерные шахматы» («Computer Chess») Эндрю Бужальски

Эндрю Бужальски — один из великих «мямлющих». В этом году на Sundance «мямлющие» были представлены достаточно широко: приехал не только он, но и другой тяжеловес Линклейтер с блестящим фильмом «До полуночи» (европейская премьера состоится в Берлине). Его фильм — продолжение многолетней традиции. «До полуночи» — заключительная часть трилогии про отношения героев Этана Хоука и Джули Делпи. В случае Бужальски, напротив, — полный разрыв с традиционной для него шестнадцатимиллиметровой эстетикой, тематикой и философией предыдущих работ. Идея «Компьютерных шахмат», сделанных на средства, собранные с помощью краудфандинга, кажется воистину «непродаваемой». Время действия — конец 70-х, Каспаров все еще непобедим, в недрах одного провинциального американского отеля происходит конгресс компьютерных шахматистов: они собрались здесь, чтобы научить машину мыслить. Движению сюжета по траектории «Москва-Васюки» способствует не только общий антураж, но и дикие теории, которые выдвигают ученые в перерывах между игрой и курением марихуаны. Бужальски не был бы Бужальски, если бы история ограничилась исключительно техническим фарсом: главный герой фильма влюбляется в единственную женщину-шахматиста и пытается обворожить ее максимально неуклюжими приемами, являя зрителям косноязычие, на которое способны только истинные мамблкоровцы.

Чаплин
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»