18+
// Фестивали

«Крок»-2018: Философы с глазами кроликов

Кочевой фестиваль анимации «Крок» в этом году прошел в 25-й раз и, по обыкновению, на теплоходе. О главных достопримечательностях этого речного круиза пишет Лидия Маслова.

«Митина любовь». Реж. Светлана Филиппова. 2018

Юбилейный 25-й Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок», ведущий кочевой образ жизни на теплоходах, что придает ему дополнительную динамичности, пока еще не добирался до Архангельска, где происходит действие фильма «Митина любовь», удостоенного Гран-при. Его режиссер Светлана Филиппова — филолог по первому образованию и выдающийся книжный художник, автор множества иллюстраций к различным литературным произведениям, от Евангелия до Людмилы Улицкой. В «Митиной любви» Филиппова позволяет прочесть ее глазами рассказ Бориса Шергина, написанный в стилистике поморского сказания лет девяносто назад, как будто специально с прицелом на возможную анимационную экранизацию — по крайней мере, такое впечатление возникает после этого 14-минутного фильма.

В основе «Митиной любви» лежит примитивистская, зато крепкая литературная драматургия с завязкой, кульминацией и развязкой, а не произвольный набор зарисовок, которым порой ловко ограничиваются аниматоры по части сюжета, упрощая себе задачу и уповая на ассоциативное мышление зрителя. «Митина любовь» берет зрителя не за образное абстрактное мышление, я сразу за живое, то есть непосредственно за душу — историей корабельного мастера, который рылся в невестах, как в сору, пока не познакомился в театре с замужней дамой строгих правил. Визуально «Митина любовь» сделана в простодушной лубочной эстетике, в неопримитивистском наивном духе Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, Павла Леонова и Любови Майковой, но в одном цвете — оттенки сепии придают «Митиной любви» винтажность дагерротипа, хорошо сочетающуюся со сказочной простонародной манерой повествования Бориса Шергина, которую Светлана Филиппова с ее филологической интуицией в некоторых местах бережно и остроумно усовершенствовала. Например, вместо «флиртовала» один из персонажей говорит «фильтровала», а шергинская фраза «„Грозу“ Островского представляли…» на экране разрастается и впрямь в целое представление с довольно прогрессивной и смелой режиссурой, в которой задействована летающая над авансценой лошадь.

«А как наши космонавты». Реж. Галина Голубева. 2017

Главный приз «Митина любовь» недавно получила и на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу», где также был отмечен и фильм «А как наши космонавты» Галины Голубевой — дипломом «За освоение космоса в сугубо мирных целях», на «Кроке» ставший одним из лидеров зрительских симпатий. Этот мультфильм, как и «Митина любовь», окрашен фольклорным колоритом — в названии использована строчка из хороводной песни в исполнении селянки из Белгородской области Марии Тимофеевны Яковенко: «Уж как наши космонавты все молоденькие, все молоденькие, расхорошенькие, на советском корабле полетели высоко…» Кроме этих замечательных слов, в фильме звучат и рассказы космонавтов о том, как они готовились к старту («покушали как следует» вареников), а также использованы фрагменты настоящей речи самого «расхорошенького» космонавта Юрия Гагарина, рассказывающего о подготовке к полету. Гагаринская речь чем-то напоминает сказовые интонации «Митиной любви» — можно сказать, что на этот раз речь идет о «Юриной любви» к космосу.

«Космонавты» были сняты на студии «Союзмультфильм», чей «Питон и сторож» был награжден на прошлом фестивале и, судя по всему, киностудия оправилась от потрясений прошлых лет и продолжает плодотворно функционировать. Автор «Питона и сторожа» Антон Дьяков на 25-м «Кроке» выступил не так эпично, как со своим рассказом про ползучего беглеца из зоопарка, а более кратко, но с тем же отличным чувством юмора — в его фильме «Виват, мушкетеры!» авантюрная история спасения мира и принцессы укладывается в 5 с половиной минут. Тема дружбы мужчины с животным остается важной для Антона Дьякова и в этом фильме: у мушкетера, героически выручающего damsel in distress, вполне антропоморфный четвероногий друг — верный конь, в случае надобности уверенно занимающийся прямохождением на задних ногах для пущего комического эффекта.

 

 

Однако в основном российская анимация на нынешнем «Кроке» была представлена людьми, изображенными в традиционной фигуративной манере, а не метафорическими трамваями или белочками. Реалистический, пронизанный солнцем и блеском морских волн, оживший рисунок Натальи Мирзоян «5 минут до моря» был удостоен спецприза жюри «За прочувствованное изложение теории относительности». Героиня фильма, девочка, насильно извлеченная матерью из моря, вынуждена пережидать томительные 5 минут, когда сможет снова залезть в воду, и в это время разглядывает соседей по пляжу. Для каждого из них пять минут протекают по-разному, но каждый ждет своего «моря» в том или ином смысле, и самым душераздирающим содержанием эти 5 минут наполняются для пары старичков, уже еле передвигающейся к воде из последних сил.

В еще более короткий промежуток — три с половиной минуты, — упаковывает всю человеческую жизнь фильм швейцарца Клаудиуса Гентинетты «Селфи», в который раз свидетельствующий, что «легкомысленная» вроде бы анимация на самом деле лучше, лаконичнее и нагляднее, чем игровой кинематограф, справляется с фундаментальными философскими вопросами. «Селфи», удостоенное награды в категории «Фильмы до пяти минут» — «За лучшее групповое селфи человечества», снято, как это обычно и бывает с нашими селфи, без особых затей: вся человеческая жизнь с самого рождения представлена множеством похожих фотографий, а финалом служат изображения чьих-то ног с биркой в морге, напоминающие о тщете всего сущего.

 

 

Как водится, многие участники «Крока» использовали в своих фильмах животных для иллюстрации человеческой природы — например, канадские «Повадки животных» («Зоотерапия»). Режиссеры Элисон Сноуден и Дэвид Файн показывают сеанс групповой терапии, где в качестве аналитика выступает пес, а пациентами являются пиявка, высасывающая кровь у своего сожителя, самка богомола, которая никак не может найти постоянного партнера, прожорливая свинья и альфа-самец орангутанга, не способный справиться с приступами гнева и отрицающий отсутствие у него вообще каких бы то ни было проблем. Еще один психоаналитический мульт, украинская «Мимикрия» обращает на себя внимание уже в каталоге описанием предыдущей фильмографии режиссера, творящего под именем Фройд М. Вайзер, в которой значатся «Психоанализ для самых маленьких» (микрофильм для микробов) и работа с интригующим психотерапевтическим названием «Не верь, не бойся, не чеши». Новый фильм заявлен как «наглядная иллюстрация к 2 главе учебника по психоанализу для студентов высших заведений „Детгиз 1957“» и демонстрирует коварство природы, в которой всё не то, чем кажется: в центре сюжета — настойчивый дятел, караулящий на дереве червячков, притворившихся веточками и вынужденных виртуозно симулировать цветение и плодоношение, хотя и само дерево в итоге оказывается телеграфным столбом.

 

 

Плотный симбиоз природы и неодушевленных продуктов человеческой жизнедеятельности, а короче говоря, мусора, был показан во французском коллективном дипломе «Гибриды» о том, как морские обитатели вынуждены адаптироваться к захламленной человеком окружающей среде — на экране фигурируют гибриды рыбы и кастрюли, краба и пивной пробки и другие удивительные химеры. Правда, их способ взаимодействия довольно однообразен и напоминает слова кого-то из героев Вуди Аллена: «Природа — это один сплошной ресторан, где все время кто-нибудь кого-нибудь ест».

Если говорить о еде, то зайцы и кролики были особенно в тренде на нынешнем «Кроке». В компьютерном 3D-фильме «Волосатые», коллективном дипломе пятерых выпускников парижской школы ISART Digital, зайцы-солдаты отправляются на войну и встречают там жутких монстров, в мульте эквадорцев Луиса Усона и Андреса Агилара «После работы» вполне диснеевского пошиба заяц мается от рутинной жизни «работа — дом — работа — дом» и вступает в сложные отношения с морковкой как главным стимулом и мотиватором его поступков.

 

 

Но самая интересная заячья судьба описана в фильме чеха Яна Мики «Мы же люди, в конце концов», который был признан лучшим в категории «Дипломные работы». Автор демонстрирует владение различными техниками — перекладная и кукольная анимация, 2D, анимация в режиме реального времени и живые съемки, — а также печально-иронический взгляд на мир, где опасность может подстерегать совсем не оттуда, откуда ждешь. Герой фильма, измученный беготней по холодному лесу, где ему грозят лисы и охотники, пробирается на участок одной милейшей человеческой семьи и радостно запрыгивает в клетку к домашним кроликам, прельстившись их сытой и теплой жизнью. Вскоре приблудный заяц получает свою охапку сена и корыто с морковкой, однако его иллюзии развеиваются при виде кроличьих шкурок, развешанных во дворе под невинным взглядом хозяйской дочки. В итоге лиса помогает зайцу сбежать, выломав доску в заборе и подталкивая к морали басни: лучше бегать в родном лесу по сугробам от голодных зверей, чем иметь дело с людьми, которые обогреют и накормят досыта с дальнейшими видами не только на ценный мех, но и на диетическое, легкоусвояемое мясо.

 

Читайте также

Суздальфест-2018

Амбивалентность
ALIEN
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»