18+

Четыре журнала в год

Подписка!
// Эссе

Оттуда: «Языческая мадонна» и трилогия о Капельке

Венгерский Рокки, даром что чемпион по дзюдо, слишком неторопливо дрался, задумчиво выполнял отчаянные трюки — в общем, демонстрировал финно-угорский коровий темперамент. Денис Вадимович Горелов продолжает обзор, как сказал бы переводчик Гаврилов, «старинок» проката. Сегодня — трилогия о лейтенанте Капельке в исполнении спортсмена Иштвана Буйтора.

 

Трилогия о Капельке

«Языческая мадонна» // pogány madonna

«Без паники, майор Кардош!» // Csak semmi nik…

«Заколдованный доллар» // Az elvarázsolt dollár

Венгрия, 1980-85. Реж. Иштван Буйтор, Дьюла Месарош, Шандор Сеньи. В ролях: Иштван Буйтор, Андраш Керн, Ласло Банхиди

Злые форины в тачках с клеймом D и GB едут в народную Венгрию рыть сокровища (произведения культа, золотые дукаты призрака). Майор уголовного розыска Кардош понтится, суетится, волочится и громко садится в лужу в белых штанах. С печки слезает здоровяк лейтенант Этваш по кличке Капелька и возвращает народное добро народу без отрыва от очередного тура парусной регаты. Бабы, дети и фольклористы в ауте.

Сюжет о спортсмене, пишущем под себя энергичные сценарии и становящемся национальной легендой, история кино знала дважды. Со Сталлоне — в виде эпоса. С Иштваном Буйтором — в качестве отцовской байки у камина. Единственное, чего не хватало Сталлоне, — юмора. Единственное, чего недоставало Буйтору, — скорости. Все-таки финно-угорскую группу вместе с языками объединяет и коровий темперамент. Чемпион Венгрии по дзюдо, член олимпийской парусной сборной и клубный баскетболист Буйтор слишком неторопливо дрался, нехотя отбивался от поклонниц и задумчиво перелезал из мчащегося «мерседеса» на веревочную лестницу вертолета. Слабый пол, втайне балдеющий от гигантизма, иронии и медлительности в главном, был весь его. Капелька стал местным Бондом, собирающим цветастый урожай злоумышленниц, лялек из обслуги и попавших в переплет интересных иностранок, с которыми его вечно запирали в один багажник (очень большой).

 

 

Под Бонда он косил еще в 60-х, без пуза и бороды, в картине «Лев готовится к прыжку», — но это был такой наивный капустник, что от него осталось одно название и безмозглый предуведомительный титр советского проката: «Двадцать лет, как отгремела война — но завязанные ею узлы еще отзываются болью в современности» — это к фильму, где отставные фашистские негодяи приехали в курортную Венгрию за кладом, а получили по шеям.

Франшиза о Капельке строилась по той же схеме, но с добавкой туземного колорита. Боя Великана с каратистами по принципу «черный пояс получит первым». Стаи мелких гномов для особых поручений, узких форточек и кормления двойным мороженым. Их дедушки, старого жулика, в гуцульском костюме сбывающего дойчам сувениры и помогающего подтибрить ключи от подозрительных авто. Пряничной интуристовской Венгрии: паприка, Пушкаш, «Икарус», кубик-Рубик.

 

 

Смешливой атмосферы нежаркого курорта, оживляющей янтарную память о кантри-группе «Апельсин», песочном пирожном с веточкой белой смородины, регате в Пирита и ярмарке пчеловодства в райцентре Хаапсалу. Кто проводил отпуск на Кавказе — не поймет. Кто знал холодное море, шоколадный мусс, пивбары в камышах и трофейных теннисисток в темных очках на темени — тому ничего объяснять не надо.

И все-таки они очень медленно запрягают.

Panahi
Subscribe2018
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»