Эссе

Сергей Дёшин о Музее кино


Сергей Дёшин

В мои студенческие петербургские времена уже не было «Спартака», но был какой-никакой кинотеатр «Родина». В общем, для меня самый настоящий. Именно на Караванной можно было посмотреть и джармушевского «Мертвеца», и «Угорь» Сехея Имамуры, и «Счастливые дни» Балабанова, и «Тихие страницы» Сокурова или даже «Полный П» Грега Араки, не говоря уже о классике вроде Дрейера, Мурнау или Трюффо с Годаром. Все это было в репертуаре кинотеатра. Сейчас даже сложно поверить, что так было какие-то 8-10 лет назад. В наше время пойти в центре Петербурга или Москвы и посмотреть классику… пойти можно, да не найти ее. И в этом для меня главная дилемма — получается, что я сам-то не был лишен условного Музея кино («Родина» стала его синонимом для меня) каких-то десять лет назад. Но сейчас — лишен полностью. И следующее поколение, уже, наверное, окончательно привыкшее смотреть классику кино на заляпанном экране своего мака, — тоже. Понятно, что торренты в какой-то степени заменили нам всем сегодня Музей кино. Ок, но почему тогда его отсутствие вызывает у меня только одно чувство — чувство стыда?

Ладно венский или берлинский Музей кино, но ведь даже на краю Европы, в, казалось бы, достаточно удаленном от большой культуры городе — в Лиссабоне — даже там, свернув с авеню Либертада, оказываешься в неприметной снаружи Синематеке. Внутри — целая колонна из старых бобин, спонтанно сооруженная местной кудесницей Ритой Азеведу Гомеш и ставшая символом этого места. И тут тебе становится действительно как-то не по себе — ни в Москве, ни в Петербурге нет такого места, нет Музея кино. Это обидный факт. Лично для меня это синефильский позор и стыд. У нас тоже должно быть место, просто исторически оно обязано быть, где колонна из бобин великих фильмов Уэллса и Кассаветиса, Эйзенштейна и Тарковского будет уходить в небо.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: