Смотрим на боль других — «Не дыши-2»
В российских кинотеатрах — продолжение хоррор-хита пятилетней давности. Слепой ветеран обороняется от непрошенных гостей. О фильме, избегая спойлеров, пишет Павел Пугачев.
Не злите дедушку, особенно если он умеет убивать. Героям вышедшего пять лет назад хоррора «Не дыши» пришлось уяснить это на личном опыте: пробираясь в жилище слепого ветерана войны в Персидском заливе, юные воры-домушники не рассчитывали на особое сопротивление. В итоге выжили не все. В сиквеле к тихому изуверу решили наведаться новые гости, уже куда более подготовленные. Но кажущаяся прямолинейность сюжета обманчива. У создателей фильма, и без ковидных переносов премьеры долго тянувших с продолжением, было время, чтобы придумать, чем удивить зрителя: сюжетных поворотов и драматургических кульбитов «Не дыши-2» хватит на латиноамериканский сериал. Есть от чего всплакнуть и чему посмеяться. В зависимости от степени эмпатии и того, насколько хорошо вы помните первый фильм.
В каждом своем интервью авторы подчеркивают, что хотели рассказать историю не антигероя, но «антизлодея». Неологизм тут оправдан: несмотря на всю присущую актеру Стивену Лэнгу харизму, назвать его персонажа хоть сколько-нибудь положительным сложно. В первой части он, напомним, держал в подвале не только большую сумму денег, но и женщину, которую насиловал ради продолжения рода (по вине несчастной погибла дочь ветерана — и теперь ему была нужна другая). А реакция на незаконное проникновение кучки гопников была не то чтобы адекватной: одно дело прогнать непрошенных гостей из своего жилища, другое — устроить мясорубку с ловушками, пытками и прочими инвазивными процедурами. Фильм Федерико Альвареса нахально манипулировал зрительским сочувствием, заставляя одновременно сопереживать и взломщикам, и старому садисту.
Несмотря на собственные морально-этические установки, зритель неизбежно сочувствует тому, на кого охотятся.
Телефон снова нуар — «Тревожный звонок» в интернете
В новом фильме всё однозначнее: герои поделены на хороших и плохих, а задача у авторов — в режиссуре дебютирует постоянный соавтор Альвареса Родольфо Саягес — разжечь пламя страстей погорячее. Искупить грехи прошлого главный герой может только кровью, и ее тут предостаточно. Действие фильма почти всегда разворачивается в полутьме, но впечатлительным зрителям, несмотря на это, придется не раз зажмуриться. Это кино, как и хорроры в целом, располагает к физиологическому сопереживанию: несмотря на собственные морально-этические установки, зритель неизбежно сочувствует тому, на кого охотятся. Кем бы ни была жертва.
В некоторых современных фильмах ужасов акцент смещается с внешнего на внутреннее. На нюансированную психологию, на неврозы и травмы, которые становятся главными источниками страха. Здесь же ровно наоборот — Саягес предлагает физиологию взамен психологии. И то, что «Не дыши-2», лишенный сколь-либо правдоподобных характеров, все равно вызывает живые эмоции — говорит о том, что эмпатия пока неподвластна никаким научным объяснениям.