Эссе

Кровь на асфальте — О насилии и «Слове пацана»

Продолжается показ «Слова пацана», в котором Жора Крыжовников и Андрей Золотарев знакомят зрителя с пацанскими нравами позднего СССР. О том, как изменился взгляд на криминал со времен «Бригады» и «Брата», размышляет Ная Гусева.

«Нам скучно там, где порядок, закон и здравый смысл, наша стихия — удаль, гибельный восторг и сила-в-правде, мы вечно вглядываемся в бездны, и в наших сердцах борются бог и дьявол»

Юрий Сапрыкин, «Достоевщина как общий знаменатель русской жизни»

«Понимаете, вот это, в сознании людей, и есть герои. Не мушкетеры, не гардемарины, а бандиты, которые вставляют паяльник в известное место», — констатировал Павел Майков, сыгравший Пчёлу в культовом сериале «Бригада». Стоило на всех телеэкранах страны в 2002 году появиться доблестному криминальному элементу, юные почитатели стали делиться на Белых, Космосов и Филов, не до конца понимая, что заложенный создателями принцип «когда меня давят, я иду до конца» подразумевает в себе жестокую силу, а не благородство. Искаженный героизм прицепился и к «Брату» Алексея Балабанова: его Данилу Бодрова называли национальным идеалом вопреки утверждениям самого режиссера, а за флером чести и жизни по сомнительным этическим принципам почитатели не разглядели жизнь по законам войны, примитивное восприятие женщин, инфантилизм и ксенофобию. Данила облагорожен интеллектуальностью и кротостью самого Сергея Бодрова, и не будь его мягкой улыбки — не было бы и стремления стать похожим.

Насилие на экранах (пока) не запретили

Однако паттерны поведения, заложенные в героев культуры тех времен, были обусловлены эрозией 90-х и нулевых: увеличение насилия вокруг влечет за собой примитивизацию его оправдания и романтизацию криминального образа жизни, как естественный процесс привыкания. В кризисное время физическое насилие занимает отдельное важное место — когда нет отлаженной схемы решения проблем, выбирается простейший и наиболее доступный. В «Бригаде» и «Брате», что характерно, отсутствует в главных ролях государство — это уже не юридический флюгер, а высшая сила, добраться до которой почти невозможно, а неподчинение ей становится актом высочайшего протеста.

В 2014 году заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Олег Михеев предложил запретить «романтизацию насилия и преступного образа жизни» в СМИ и кино:

«Исследования специалистов фиксируют чрезвычайно высокий уровень насилия в России. Так, в обнародованной недавно свежей версии глобального „рейтинга миролюбия“ за 2014 год Россия оказалась на 155-м месте, уступив по уровню насилия и преступности разве что Сомали и Афганистану. А ведь еще в 2009 году в этом же рейтинге наша страна занимала 136-е место, в 2007 году — 118-е. Регресс налицо».

«Слово пацана». Реж. Жора Крыжовников. 2023

Насилие на экранах (пока) не запретили. Тем временем, киноиндустрия в России за последние годы выросла так, что одних только фестивалей сериалов проводится несколько штук. На одном из них, проходившем в сентябре «Новом сезоне», самым громким проектом стал сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана», к которому чуть позже дописали «Кровь на асфальте». Споры начались еще на этапе позиционирования — неужто «казанский феномен», чьи отпечатки по сей день объявляются на территории Татарстана, примет форму шекспировской драмы?

Проблемы у проекта начались еще до команды «мотор!»: съемки планировались на территории Казани, однако общественность выступила против повторения дворовых стычек в их городе. Занимавший на тот момент пост прокурора Татарстана Илдус Нафиков и вовсе попросил проверить законность создания сериала, а уполномоченный по правам ребенка Ирина Волынец обратилась в прокуратуру: «Прошу вас инициировать проверку действий сотрудников ООО „Тумач Продакшн“ на предмет вовлечения несовершеннолетних в контент, наносящий вред их психическому и нравственному здоровью, и соответствие этих действий требованиям федерального закона».

Во всем чувствуется потерянность, заглушить которую помогают джамп-каты и отсутствие явных мотивировок

Почему именно Казань? Чем было примечательно уличное насилие в этом конкретном городе? Так называемый «казанский феномен» — это собирательное название образовавшихся в 70-е и 80-е годы банд из несовершеннолетних, которые появлялись в Казани и других городах Татарской АССР. По мнению автора книги «Слово пацана» Роберта Гараева, подобные организации берут начало чуть ли не с 1940-х годов: уже тогда жители Суконной слободы шли на жителей Тукаевской, брали пленных и требовали в качестве выкупа от 100 до 200 пирожков. Другой важной книгой, посвященной феномену, стала «Казанский феномен: миф и реальность» Любови Агеевой. И несмотря на то, что публикация состоит из многочисленных разговоров с участниками и очевидцами схваток «за асфальт», ни один из них не может дать точного ответа на вопрос, почему подростки сбивались в стаи и следовали «нелепым традициям». И главное, «казанский феномен» — лишь один из многих очагов насилия, воспалившихся на растерянной стране.

Корневую причину появления «казанского феномена» едва ли возможно установить: кто-то считает, что вступление в ОПГ гарантировало защиту, другие винят отсутствие организованного досуга для подростков. Одним из мотивов становился и закрытый, оттого и манящий образ жизни бандитов: жизнь в иерархии, ответ друг за друга, здоровый образ жизни и принципы, отдаленно напоминающие рыцарские. Разрыв социальных связей, ценностный кризис, уголовный аспект — все это постепенно подначивало молодых ценителей порядка к созданию своих правил. Когда-то Томас Гоббс выдвинул гипотезу о причинах войны в разных ее формах и масштабах, заключив, что отсутствие гражданского строя влечет за собой борьбу против всех: люди, что находятся вне власти, держащей их то ли в страхе, то ли в узде, занимают защитную позицию и распространяют ее даже на ближнего.

Тела подростков лежат в окровавленном снегу, и возникает ни то случайный ренессанс, ни то батальная живопись

Первые две серии «Слова пацана» погружают нас в не очень высокую дружбу Андрея (Леон Кемстач) и Марата (Рузиль Минекаев). Первый добровольно сбивает костяшки в кровь о сотоварищей вместо того, чтобы разучивать сольфеджио на пианино, и сбривает русые волосы, как будто снимая с себя скальп интеллигентности. Марат же в заложниках давно и будто бы не по своей воле: его брат, Вова «Адидас» (Иван Янковский), местный авторитет, только что дембельнувшийся из Афгана.

Кража подростками двух кепок с надписью USA под «Ласковый май» кажется верхом романтизма — спасибо, что не надевают их торжественно друг на друга, подражая обычаю посвящения в рыцари. Во всем чувствуется потерянность, заглушить которую помогают рваные джамп-каты и отсутствие явных мотивировок: все происходит по законам улиц, а не рациональным объяснениям. Когда «чушпаны» превращаются в «пацанов», потому что первыми быть не круто, а вторыми — в почете, это напоминает бессмысленное и беспощадное деление детей на своих и чужих.

«Слово пацана». Реж. Жора Крыжовников. 2023

И все же «Слово пацана» обводит нас вокруг пальца. Когда мальчонку, которому нет и четырнадцати лет, забивают посреди ночной дороги без повода, бессмысленность становится хтонической. Если насилию для достижения высшей цели нет прощения, то гибель ребенка в борьбе за абстрактную власть — зверство из ряда непозволительных.

Марш «пацанов» по кругу футбольной коробки напоминает то ли тренировки в «Универсальном солдате», то ли тюремный выгул в «Заводном апельсине»

В «Слове пацана» окровавленные и слишком рано повзрослевшие мальчишки идут на верную смерть ради призрачных идеалов. Тела подростков лежат в окровавленном снегу, и возникает ни то случайный ренессанс, ни то батальная живопись — визуально привлекательная для искушенного зрителя, привыкшего даже насилие видеть красивым.

Возможно, одним из главных факторов, формирующих диссонанс восприятия проекта, становится совместное производство онлайн-кинотеатров Wink и START с телеканалом «НТВ», известным своими кондовыми криминальными драмами. Но «Ласковый май» сменяется бьющим по ушам АИГЕЛ, и в следующую секунду чье-то отрубленное ухо летит на асфальт.

«Слово пацана». Реж. Жора Крыжовников. 2023

«Слово пацана» вполне возможно расценивать как прививку от насилия. И все же авторы то и дело заставляют нас проникнуться симпатией к малолетним бандитам. Марш «пацанов» по кругу футбольной коробки напоминает зрителю то ли тренировки в «Универсальном солдате» Роланда Эммериха, то ли тюремный выгул в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика, а для героев это рутина. Подражание авторитетам отдает идолопоклонством.

Проблема насилия в российском кинематографе в его неуловимости

Редкие лирические ноты не нарушают громогласный бас насилия. В «Слове пацана» примерно та же схема, что в уже упомянутом «Заводном апельсине», разве что расширители в глаза не вставляют: только мы привыкаем к происходящему на экране и начинаем посмеиваться над комичными элементами, как в следующую секунду погружаемся в хаос и оказываемся на улице, залитой кровью. Насилие без прикрас кажется реальным. Возможно, проект Крыжовникова — единичный манифест против вновь актуализирующейся криминальной темы. Едва ли можно сравнить нынешнюю эрозию с той, что отражалась в отечественном кинематографе на рубеже веков, но все же предпосылки те же: отсутствие ясности и организованной жизни заставляет некоторых размышлять о возвращении «лихих 90-х» и свойственных им моделей поведения.

Насилие — основополагающий элемент множества современных сериалов и полнометражных картин. На близкой со «Словом пацана» жанровой территории работает «Черная весна»: в ней Мел (Глеб Калюжный) вооружается двумя револьверами и возрождает традицию клуба дуэлянтов, лишь бы вырваться из унылой среды обитания. В глазах героев традиции и идеалы нашего времени — жалкое подобие того, что было в XIX веке и о чем писали Лермонтов да Пушкин. Клуб дуэлянтов становится не только гарантом их правил существования, но и возможностью удовлетворить обостренное чувство справедливости. Однако в сравнении с тональностью «Слова пацана», «Черная весна» кардинально отличается своей возвышенностью под стать порядкам тех времен, когда стрелялись за честь и достоинство. Такая интерпретация очевидного насилия под маской благородства не содержит в себе претензию на морализаторство: просто подростки выбирают силу, а не коммуникацию для решения конфликтов. И хоть «Черная весна» сделана с заметным ироническим отстранением, вся симптоматика российского криминального кино тут как на ладони.

«Слово пацана». Реж. Жора Крыжовников. 2023
Невозможно одним проектом сломать паттерн романтичного бандитизма, ставший обыденным за столько лет демонстрации

Проблема насилия в российском кинематографе в его неуловимости. Оно, в большинстве случаев, является обязательной составляющей, но не выходит на первый план. Крыжовников эту привычную призму ломает, выводя дворовые стрелки чуть ли не на масштаб бойни валькирий, жестокость которых невозможно игнорировать. В большинстве проектов насилие становится либо причиной, либо следствием, но не центром внимания.

В «Быке» Бориса Акопова криминальный образ жизни становится кое-как оправданной мерой в попытках содержать семью — по крайней мере, так обеляет свои деяния лидер группировки Антон «Бык» Быков (Юра Борисов), который не готов мириться с экономической пропастью 90-х. Действия Быка имеют в своем основании благородные мотивы: какая разница, какими способами содержится семья, если главная задача — ее прокормить. И все-таки картина Акопова не отвечает на вопросы криминального бытия, а скорее реанимирует эстетику 90-х в неоновом свете. Может, дело в самом режиссере, который отвергает «женскую режиссуру» и восхищается «мужским кино», потому и воссоздает на экране «Бойцовский клуб» — правда, безо всякой финчеровской иронии.

«Слово пацана». Реж. Жора Крыжовников. 2023

Первопричиной насилие выступает в «Жизе» или, например, «Смычке» — в обоих проектах подростки оказываются заложниками криминальных обстоятельств. Оба сериала эксплуатируют проблемы трудных подростков, которым тесно в ограничениях семьи и общества. Завязка «Жизы» больше похожа на синопсис криминального сюжета нулевых: пара тинейджеров сбегает из провинциального детдома, потому что героиня Валентины Ляпиной беременеет от взрослого театрального учителя и посему оказывается «заказана» киллеру, а герой Максима Сапрыкина втягивается в преступную группировку и во что бы то ни стало решает спасти их обоих из ада. Штампы на месте: районные бандиты, перестрелки, «девятки». «Жиза» даже не пытается отразить страшную бытовую реальность глубинки — наверное, где-то подобный сюжет может быть реальностью, но вместо этого получается перегон давнего сырья. Примерно на том же заварен «Смычок», откликающийся «Слову пацана» по истории главного героя — интеллигентного скрипача в исполнении Марка Эйдельштейна, который по воле судьбы становится заложником криминального мира. Мораль сериала проста: не надо разговаривать с незнакомцами, а тем более с теми, кто как-то связан с запрещенными веществами. Убедительно ли это предостережение, озвученное в розово-фиолетовом свете? Едва ли.

Зритель сам выбирает оптику, через которую произведение выглядит лиричным

Что работает, так это беспристрастная демонстрация насилия — безмотивационного и страшного по природе своей. Но если говорить про восприятие «Слова пацана», то невозможно одним проектом сломать паттерн романтичного бандитизма, ставший обыденным за столько лет демонстрации. Надо же с чего-то начинать: возможно, сериал станет первой ступенью к тому, чтобы отойти от криминальных движений как одной из обязательных составляющих драм про провинцию или несмышленых подростков, что в нынешних реалиях уже похвально. Или нет. Романтизация как феномен — явление без четких границ, и распознать ее можно почти в любом действии, если потребуется.

«Слово пацана». Реж. Жора Крыжовников. 2023
«Не представляйте ничего» — Как документалисты изображают тюрьму «Не представляйте ничего» — Как документалисты изображают тюрьму

Несмотря на все вышесказанное, в «Слове пацана» многие видят ту самую «романтизацию». Но, возможно, проблема в самом смотрящем: пока создатели открыто заявляют об анти-насильственном мотиве, некоторые поклонники сериала уже клепают фан-видео с подписью «блатная романтика». Зритель сам выбирает оптику, через которую произведение выглядит лиричным — возможно, так боль ушедшей эпохи меньше отзывается в сердце. А может, коллективным «нам» романтика непредставима без драки?

В проекте Жоры Крыжовникова многие увидели историческую недостоверность и спекуляцию на повышенном интересе зрителя к криминальной теме — претензии, конечно, возможны. Но кажется, что задача «Слова пацана» не в детальном воспроизведении, а в разрыве привычного шаблона проявления насилия на экране. Оно не причина и не следствие, а бич, порождаемый самим человеком невесть зачем. Если подростки дерутся насмерть, в этом нет ничего кроме бессмысленности, беспощадности и социальной потерянности — снег заливается кровью вместо неонового света.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: