Стоп-кадр: Дарья Жук, «Болото» Мартель
Каждый раз, когда вспоминаю об этом фильме, в сознании возникает самое начало. Сильно выпившие владельцы полузаброшенной аргентинской фазенды, из которых камера сделала чуть ли не безголовых зомби, бредут с бокалами в руках за солнцем, тащат за собой звонкие шезлонги. Гремит гром. Хозяйка дома Меча роняет бокал, и тут же падает на разбившееся стекло в дальний край кадра. Но камера реагирует медленно — как и окружающие Мечу друзья, все в черных очках.
«Вставай, будет дождь».
Собака осторожно ступает по кромке запущенного бассейна, в котором плавает старая листва.
«Все нормально, сейчас встану».
Собака обнюхивает женщину и идет прочь. Мужчина, качаясь, переступает через тело, чтобы долить себе красного вина. Тут наконец трезвые дочери подбегают поднять Мечу. Она вся в крови. Дети достают из груди осколки.
Объективная камера выдерживает беспристрастность при виде этого кровавого происшествия. Визуальная отрешенность нагнетает любопытство. Как это так? Вы же близкие люди! Она лежит в крови! Здесь точно нужны детали, но автор их удерживает, уверенной рукой заманивая зрителя дальше, вглубь фильма.
Эта сдержанность, длящаяся весь фильм, завораживает и резонирует со знакомыми чувствами. С ощущением того, как посреди жаркой критики близкого человека мы понимаем, что у нас нет полного права осуждать его.
В этой сдержанности таится много любви, через которую всякий зритель может сопереживать бесконечным недостаткам аргентинских буржуа.
Семейная мелодрама «Болото» Лукресии Мартель пронизана обыденной жестокостью и старательно «упакована» в увядающие тела. Смотришь и кажется, сейчас пахнет сладостью гнили. Но эта грязь — домашняя, родная, можно пару дней и не мыться.
Читайте также
Дарья Жук: «Ты не носишь кепку? Да ты не режиссер»
«Хрусталь» можно посмотреть дома — на платформах «КиноПоиск», ivi, iTunes, Okko, «Старт» и других стриминговых и региональных площадках.