Ребенок как экзистенциалист
«Алиса в городах», 1974, реж. Вим Вендерс
Конечно, это та самая Алиса — Алиса, которая когда-то блуждала по таинственной Стране Чудес и по Зазеркалью. Теперь она попала в Города, и это путешествие вновь оказалось ужасным и прекрасным — как предыдущие. Маленькая Алиса со своей непутевой матерью уже давно скитается по Америке. Однажды, собираясь в очередное путешествие в Никуда, в аэропорту Нью-Йорка они случайно знакомятся с неприкаянным журналистом Филипом. Мать Алисы неожиданно исчезает, оставив дочку со своим новым знакомым. Филип и Алиса должны провести не один день вместе, чтобы найти ее семью. Стоит ли говорить о том, что фотограф привязался к своей маленькой спутнице? А о том, что она его — никому ненужного неудачника — полюбила? И с ней, с этой худенькой серьезной девочкой, как-то проще стало Филипу в Городах. Не потому, что она была невинным ребенком, которого нужно было защищать. А потому, что она, слабая и стойкая, как никто могла защитить его самого. Алиса, брошенная матерью, показала Филипу, как можно жить, когда ты совсем одна на целом свете.
Алиса в городах, 1974, реж. Вим Вендерс
Быть одной — и не плакать. Быть одной — и думать. Быть одной — и любить. Когда Алиса была в Стране Чудес, она без конца задавала вопросы. Мы и запомнили ее такой — рассудительной занудой в мире абсурда. Теперь, в Городах, она повзрослела и почти перестала спрашивать. Мир, в который она попала, оказался еще абсурднее, чем Зазеркалье и прочие дальние страны, и наша Алиса поняла: здесь благоразумнее молчать. Для нее, маленькой девочки, повидавшей полсвета, один город уже почти не отличался от другого. Привыкшая к дороге, Алиса уже давно воспринимала ее как самую жизнь, а жизнь, как известно, мыслит не ответами, но вопросами. Пришлось довольствоваться уроком, который когда-то преподал Алисе Чеширский Кот. Если ты твердо не знаешь, куда тебе нужно попасть (а знать это невозможно), то совершенно все равно, куда идти.