Рецензии

«Вихрь» — Белизна Гаспара Ноэ

До российского проката добрался «Вихрь» Гаспара Ноэ — бесконечно печальный фильм о встречающей смерть пожилой паре. Супругов сыграли Дарио Ардженто и Франсуаза Лебрен. Алина Рослякова рассказывает, почему этот фильм ни в коем случае нельзя пропустить.

Гаспару Ноэ без малого шестьдесят. Свою дату рождения он впечатал в кирпичную стену в начальных титрах нового фильма. Так же, как и даты рождения своих актеров: «Франсуаза Лебрен 1944, Дарио Ардженто 1940, Алекс Лютц 1978 в фильме „Вихрь“ Гаспара Ноэ 1963». Так он поставил для них и для себя самого точки отсчета. Этот режиссер ни разу не закрыл глаза — не дал монтажной склейки в сцене изнасилования, не перевел дыхание, отправляя камеру в посмертный бэдтрип, не дрогнул, сухо монтируя беспечную болтовню молодежи, такой разной и одинаково не подозревающей, что судьба вот-вот свершится. Но сегодня Ноэ радикальнее даже самого себя. У каждого есть дата рождения, а значит — и дата смерти. Все, что нужно для входа в пустоту.

«Вихрь». Реж. Гаспар Ноэ. 2022

Помните, был такой ковид? Во Франции пандемия тоже разгулялась, и кинопроизводство ушло на карантин. Тогда-то Ноэ и решил: самое время снять фильм о старости, болезни и смерти. К тому моменту он уже похоронил свою маму, которая долго и мучительно угасала от синдрома Альцгеймера. Потом умирали друзья и коллеги, а сам Ноэ перенес инсульт. Это нормально, никто не виноват. Как говорит старик в фильме: «Судьба расхаживает по городу. Ходит, ходит и разит. Туше. Туше».

Старость слишком часто разъедает самое хрупкое и прозрачное — сознание человеческое

Одна локация. Две камеры. Два главных актера, один второстепенный и несколько эпизодических. Десять страниц сценария, 25 съемочных дней. Сыграть главные роли Ноэ уговорил своего кумира Ардженто и ученицу Ролана Барта Лебрен, которую полюбил за роль в «Мамочке и шлюхе». Когда в кадре отпечатались их имена и даты, за кадром зашелестел «меланхоличный голос» молодости, а затем с экрана, нежно подрагивая, запела о своей подруге-розе юная Франсуаза Арди. «Родилась я на заре, крещеная росой, расцвела, счастливая и влюбленная, в лучах солнца. Закрылась на ночь и проснулась старой». Когда в 1965-м снимались эти кадры для песни «Mon amie la rose», мальчику Гаспару было два года. Франсуазе Арди сегодня 78 лет.

«Вихрь». Реж. Гаспар Ноэ. 2022


Мы так мало значим.
Ты восхищалась мной вчера.
А завтра я стану прахом.

Старость слишком часто разъедает самое хрупкое и прозрачное — сознание человеческое. «Вихрь» посвящен «всем тем, чей мозг разложится раньше сердца». Героиня Франсуазы Лебрен когда-то была психиатром. Теперь она тщетно сопротивляется деменции, выписывая сама себе (и заодно мужу) рецепты, будто все еще знает, что делает. Дарио Ардженто играет ее мужа, который обитает среди книг и фильмов и пишет книгу о кино и снах, складывая наброски в папочку Psyche. Так несчастные души в «Орфее» Жана Кокто, еще не вполне осознавшие, что перешли границу смерти, цеплялись за последнее, что связывало их с миром живых — профессию. Ни один рецепт в «Вихре» никому не поможет, и книгу киновед тоже не допишет. Он умрет даже раньше, чем жена. Сердце.

Синхронность сосуществования не дает единения

Почти всегда, кроме нескольких кадров, экран разделен надвое. Ноэ сводит в полиэкран записи с двух камер. Каждая следит за одним из супругов. Они существуют параллельно, а если встречаются, то мизансцена удваивается, увиденная с разных ракурсов. Когда приезжает с внуком их взрослый сын-наркоман, сыгранный Лютцем, и семья собирается, чтобы все обсудить, обе камеры на них смотрят в упор, по живому разрезая мизансцену. Прием, найденный на съемках «LuxÆterna», обнажив боль и ужас, обрел очень конкретное значение: он и она — больше не «мы», они одиноки в смерти. Угол зрения ничего не значит. Между мужем и женой пролегла пропасть. Полоска черноты. Пространство и время раздвоились. Рука, протянутая родному человеку, рассечена пополам. Синхронность сосуществования не дает единения. Камеры, следуя за супругами, лавируют в декорациях прожитых дней. Остановки усиливают боль, как спазмы. Анальгетиков нет.

«Вихрь». Реж. Гаспар Ноэ. 2022

В начале фильма, еще до титров, муж и жена смотрели друг на друга из окон, расположенных друг напротив друга. Они могли позвать друг друга и встретиться, выпить вина на цветущем балконе, в общем кадре 4:3. Последний вечер покоя. Изображение уже мерцало, будто замирало сердце, умирал нерв или работал обтюратор. А потом, однажды ночью, жена проснулась в тревоге, экран расширился и черная полоса поползла по нему, как необратимость. Судьба сделала туше, и пришла болезнь. Все остальное — рутина, работа, сын-наркоман, экс-любовница — было лишь обстоятельствами жизни. Теперь начались обстоятельства смерти. В одном кадре жена спит, отдыхая от мучений безумия. В соседнем муж умирает, растянувшись на полу. Однажды соседний кадр окажется пуст. Затем опустеют оба. И никого не останется в окнах дома.

Чтобы снимать, как старость играет саму себя, и не дрогнуть, приходится быть радикальным
Original Image «Вихрь». Реж. Гаспар Ноэ. 2022
Modified Image «Вихрь». Реж. Гаспар Ноэ. 2022


Мы так мало значим.
Моя подруга-роза умерла сегодня утром.

Чтобы снимать, как старость играет саму себя, и не дрогнуть, приходится быть радикальным. В 2012 году Михаэль Ханеке, другой старик с сухими глазами, снимал «Любовь» и всю свою жесткость и стойкость остранения направил на то, чтобы всего лишь показать любовь престарелых мужа и жены, столкнувшихся с рутиной инсульта. На роли он позвал актеров-свидетелей ушедшего века — Жан-Луи Трентиньяна и Эмманюэль Рива. Вместе они высушивали — игрой и взглядом — натурализм болезни, оставляя то самое прозрачное и хрупкое: сознание человеческое. В «Любви» умирало тело, а мозг — нет. Но это были настолько не забавные игры, что Ханеке все-таки не выдержал. Позволил герою избавить жену и себя от мучений, а потом впустил голубка в опустевшую после смерти квартиру. Скромного, серого. Тихий подарок автора-бога. Рива скончалась через пять лет после съемок. Жан-Луи Трентиньян — в нынешнем году. Ему было 92 года, и все прошли.

«Вихрь». Реж. Гаспар Ноэ. 2022

Ноэ голубка не запустит. Боль — в каждом кадре, только на этот раз никто и ничто не кричит. Все друг друга любят, говорят тихо, иногда плачут. Бабушка шепчет: «Он преследует меня». Дедушка беспомощно сердится и ничем не может помочь. Камера, не вмешиваясь, фиксирует забвение. За кадром — монотонный радиовыпуск об утратах и ритуалах. Всего лишь на минуту загорается тот самый красный цвет: когда Ардженто играет свою смерть. В остальном — почти нет стиля, только метод. Просто экран разрезается надвое, а затем пустеют кадр за кадром. Жена исчезает на той же стороне экрана, что и муж. Надгробные фотографии, где изображены Ардженто и Лебрен, помещаются по другую сторону. На похоронах сын показывает фотокарточки счастливых моментов: молодая Лебрен, молодой Ардженто, иногда вместе. Память в тройной рамке. Фильм заканчивается было опустошенными декорациями. Но нет, Ноэ идет дальше, и камера продолжает работать. Одно запредельное вращение и пустая кирпичная стена. Там должны быть — должны когда-нибудь появиться — имена и даты смерти. Лебрен, Ардженто, Лютца. Ноэ.

Мало кто из великих был так жесток к себе

То, что Ноэ — один из самых радикальных наших современников, было понятно давно. Как и то, что он умен, обладает безупречным вкусом и совершенным слухом. Обращается с наследием тех, кто «выучил» его кино (от Кристенсена и Ланга до Ардженто) — как с живой материей: осваивает, а не цитирует. Но еще — он настоящий. И когда страховка стилем ушла — осталась чистая мысль. Сведя «Вихрь» к единому приему, Ноэ определяет через него закон бытия, которому подчиняется сам. Прямоугольничек 4:3, в каких киновед смотрел великие фильмы, — стал основой для архитектуры судьбы: от окна дома до ячейки колумбария. «Это новый дом бабушки и дедушки?» — спрашивает внук. «Нет. Это не дом. Дома — для живых», — отвечает ему отец. А на середине пути герой Ардженто, обитающий среди образов, знаков и понятий кино, смотрит один-единственный фильм, кадры из которого впечатываются в мир «Вихря» как отражение: «Вампир» Карла Дрейера. Прямоугольник 4:3 — это стеклянное окошко в гробу, откуда на мир глядит мертвец, сыгранный непрофессиональным актером. И куда теперь вглядывается старый режиссер, решившись однажды оказаться перед камерой.

«Вихрь». Реж. Гаспар Ноэ. 2022

Мало кто из великих был так жесток к себе. Смирение, с которым Ноэ снимает этот фильм, выводит его, вслед за Дрейером, Брессоном и Одзу, на территорию «трансцендентального», где мерцают два значения слова «Psyche» на обложке недописанной книги. Взгляд Ноэ — взгляд подлинного атеиста. Он не позволяет представить существование Бога, заглядывая за границу смерти. Он не может дать знак души. Любой, сколь угодно осторожный, даже если это просто серый голубь. И вместо «ослепительно прекрасной танцующей души, которая улыбалась мне, глядя с небес», его камера, опрокидываясь, видит только синие небеса над домом. А еще она видит, что можно снять живое и мертвое, и можно даже сыграть мертвое, но нельзя заснять что-то, что ускользает, когда умирают и мозг, и сердце. Экран в момент смерти героя застилает белизна. Та самая, что уничтожала Вампира; та, сквозь которую у Брессона проступал крест.

У Ноэ сквозь белизну не проступает ничего. Но сама безвозвратность свидетельствуют о невидимом вихре. Из белизны нельзя вернуть образ, и кино как россыпь знаков не спасет от забвения, когда опустеют рамки окна. Но можно смириться и отсечь все лишнее. Тогда кино, сон во сне, само расскажет, есть ли душа в улыбке Арди, Лебрен и Ардженто. И для тех, кто будет смотреть в это окошко еще сто лет спустя, сохранится не великое, а незначительное, нежное, хрупкое и прозрачное.

«Вихрь». Реж. Гаспар Ноэ. 2022


Пусть верит тот, кто хочет верить.
А мне нужна надежда, иначе я — ничто.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: