хроника

Сеанс-дайджест № 95

Ранние итоги 2019 и 2010-х. — Короткий метр Аличе Рорвакер. — Джокер, предводитель инцелов. — Как Том Йорк отказался от участия в «Бойцовском клубе». — «Я кричу, а ты шепчешь»: китайские гранды о стилистических разногласиях. — Линч и VR. — Литч и айфон.

Весь декабрь мы будем вынуждены читать или нумерованные, или маркированные списки. Вот Американский киноинститут делится главными фильмами года. В нем можно найти «1917» Сэма Мендеса — забавно, потому что картину пока что показали всего однажды, в присутствии королевской семьи Великобритании. Такие показы — традиция с 1940-х, но последние четыре года был перерыв, поскольку с недавних пор королевская семья, похоже, решила смотреть только фильмы Мендеса: прошлым киносеансом шел его «Спектр». Среди «телевизионных программ» (sic) — «Чернобыль».

Photo Краткая история «Кайе дю синема» купить

Редакция «Кайе» выгрузила десятку главных за прошедшее десятилетие (очередной повод поспорить, как именно отмерять десятилетия). На первом месте сериал, причем даже не первый сезон! На третьем тоже сериал. Такое десятилетие.

В «Таймс» списки от А. О. Скотта и Манолы Даргис. У Скотта лучшим фильмом года стала документальная «Страна меда» — ее можно было увидеть на «Послании к человеку». У Даргис — «Боль и слава».

А вот IndieWire сетует, что десять отличных фильмов не дождались дистрибуции в США (да и, чего скрывать, в России). Там и Гаспар Ноэ, и Жюли Дельпи.

На сайте «Кимкибабадук» подготовили «ультимативный гид по лучшим фильмам» 2010-х. Их — тоже ультимативно — два (попробуйте угадать), но есть «еще несколько фильмов, которые мы запомнили». Ознакомьтесь!

Также Антон Долин передает, чем дело закончилось на церемонии вручения премий Европейской киноакадемии. Там всё чуточку запаздывает, поэтому победили «Фаворитка» и «Холодная война».

«Джокер»: Шутки в сторону «Джокер»: Шутки в сторону

Джокер как кумир инцелов — в материале «Коммерсанта».

«Имя Марка Лепина вернулось в прессу благодаря скандалу, которым сопровождался выход „Джокера“ Тодда Филлипса. Главного героя фильма в исполнении Хоакина Феникса в интернете окрестили „будущим кумиром инцелов“. Действительно, соблазн сравнить Джокера, который в 40 лет живет с мамой и боится разговаривать с женщинами, с девственниками-женоненавистниками был довольно велик. Власти отнеслись к сравнению со всей серьезностью: в нескольких американских штатах показы „Джокера“ проходили практически в полицейском оцеплении — власти всерьез боялись, что на сеансы придут вдохновленные им террористы».

Нельзя вернуть молодого Де Ниро, но можно хотя бы нарядить его в молодого: читайте о работе художников по костюмам в «Ирландце».

«„Галстуков было много“, — говорит Сэнди Пауэлл, трехкратная обладательница „Оскара“ за костюмы, и практически вечный номинант премии. (В прошлом году ее выдвинули за „Фаворитку“ и „Мэри Поппинс возвращается“.) Чтобы справиться с объемами, Пауэлл позвала Кристофера Питерсона, который был членом ее команды на двух прошлых фильмах Скорсезе. „Души не чаю в мужской одежде“, — сообщил Питерсон по телефону из своего дома в Нью-Йорке. — „Как галстук приветствует рубашку, а она — пояс; фасон костюма и то, как меняется его значение сквозь годы для каждого из героев... решать эти задачи мне было в радость“».

О приключениях «ДАУ» в России рассказывают на сайте «Искусства кино»:

«Режиссер также обратил внимание, что в создании „Дау“ принимали участие дирижер Теодор Курентзис, лауреат Нобелевской премии физик Дэвид Гросс, режиссеры Анатолий Васильев, Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, художники Марина Абрамович, Борис Михайлов, Карстен Хеллер и другие. А дубляж фильмов на иностранные языки осуществили актеры мирового уровня: Жерар Депардье, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Изабель Аджани и Уильям Дефо. „Трудно себе представить, что все эти люди взялись бы озвучивать порнофильмы“, — подчеркнул Хржановский».

Газета The Guardian сумела усадить рядом Эдварда Нортона и Тома Йорка, которые представляют «Сиротский Бруклин» — он уже в кино.

«Я слыхал, что они едва не поработали вместе в прошлом веке. Разве не Йорк изначально должен был писать саундтрек к „Бойцовскому клубу“? Певец кивает. „Получил письмо. Получил сценарий. Но у меня тогда башка *** отлетела, чтобы этим заниматься“. Нортон берет слово. „Наверное, это была моя вина. Мы постоянно слушали The Bends и OK Computer в трейлере гримеров. Брэд и я были как одержимые — вообще не выключали эти альбомы. А потом стали понемногу налегать на Дэвида [Финчера]. „Скажи, а круто же, если Radiohead нам напишут музыку?““ Йорк приносит запоздалые извинения. „Я только вернулся из тура. Я был в том состоянии, что и шнурки себе не мог завязать“».

Тоже ситуация: Чжан Имоу разговаривает с Цзя Чжанкэ. Дело было на фестивале в Пинъяо.

«Чжан с почтением говорит о своем коллеге и модераторе разговора, но противопоставляет свой подход к кино с непреходящей синефилией Цзя. Он вспоминает, как впервые увидел „Карманника“ Цзя в переполненном, прокуренном зале с 16-миллиметровой копии. „Я влюбился в фильм. Но в нем заключена вся разница между нами. Я выбрал для себя кричать, ты выбрал говорить шепотом. Оба фильма раскрывают нас, у них один и тот же эффект“. Чжан рассказывает анекдот, который иллюстрирует его точку зрения. Когда он снимал свой дебют „Красный гаолян“ (1988), Чжан хотел добавить больше медных духовых инструментов в саундтрек — помимо трубы, которая выводило мелодию. „Но будет слишком шумно, слишком оглушительно“, предупреждал композитор. „Шумно? Оглушительно? Прекрасно. Так и делаем“».

На «Кольте» — интервью с режиссером «Простого карандаша» Натальей Назаровой.

«Я обязательно подслушиваю и подсматриваю, это часть профессии. В этом фильме это было еще легче, потому что во второстепенных ролях снимались живые люди, непрофессионалы. Они привнесли ноту настоящего, что я очень люблю. Мне особенно не надо было ничего дописывать. Они импровизировали. Я отбирала людей, способных жить в ситуации. Брала тех, кто на предварительных пробах мог сыграть со мной маленькие этюды. А дальше жизнь сделала все сама: они попадали в ситуацию и жили в ней. Конечно, там есть мой текст, он остался, сценарий — это комплексный продукт подслушивания и привлечения людей, способных эту энергию привнести с собой».

В Film Comment повесили архивный материал: перепись женщин-кинематографистов 1972 года. 150 фильмографий и пространное вступление. Уже есть Барбара Лоден (ее «Ванда» снята годом ранее), еще нет Шанталь Акерман (она как раз завершала полнометражный дебют).

Майкл Эптед, автор документального сериала Up, представил девятую часть — героям уже 63 года. Все живы-здоровы, но все-таки одного героя сериал потерял, а Чарльз, который сам стал документалистом, по-прежнему отказывается от участия в затее Эптеда. О фильме рассказывают на страницах The New Yorker.

«Можно увидеть, как Эптед в этом фильме начинает подводить итоги. Он задает сущностные вопросы, будто хочет разом получить все ответы. Он спрашивает Брюса, преподавателя математики — который прошел путь от обучения неблагополучных детей до обучения слишком благополучных — куда подевался его идеализм. „Казалось, что в тридцать пять у тебя были крепкие идеалы, а затем вдруг что-то переключилось“, говорит Эптед. Он спрашивает людей о брекзите, о Трампе. Он говорит с Джеки, как и прежде, о ее недовольстве им. „Я ощущаю, что ты относился к нам, женщинам, совсем иначе, и мне это не нравилось“, говорит она».

Тут показывают «Виолеттину», короткий метр Аличе Рорвакер. 4 минуты, 16 миллиметров.

«Однажды в... Голливуде»: Мне бы в небо «Однажды в... Голливуде»: Мне бы в небо

Небольшой сюжет о том, как Голливуд возвращали в 1969-й для Квентина Тарантино.

Михаил Идов отгадывает кадры в сюжете «Кино ТВ». О первом из них режиссер рассказывал нам в рубрике «Стоп-кадр».

В декабре выходит VR-игра по мотивам «Твин Пикса». Из трейлера мало что понятно, но декорации сериала воссозданы прилежно. Говорят, Дэвид Линч одобряет. Здорово, если заставят поиграть и снимут за этим делом.

Но то Линч — а это Дэвид Литч, снимает игру в снежки на айфон:


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: