хроника

Сеанс-дайджест №126

Эннио Морриконе —  аристократ-авангардист. — Дени Вильнев и Роджер Дикинс сидят на кухне. — Как не стоит писать письма кумирам. — Почему Quibi не выстрелил? — Как обескровить Уэса Крейвена? — Новый короткий  Глейзер. — Почему киноведам важно смотреть гонконгские боевики?

Прошлая неделя началась с известия о смерти Эннио Морриконе. Великий кинокомпозитор прожил долгую жизнь и оставил огромное наследие. Об извилистом пути от авангардиста до заслуженного классика рассказывают на страницах «Коммерсанта».

Неутомимый труженик — 520 фильмов за 56 лет — Морриконе не пренебрегал ни «Кровавыми автостопами», ни истинно итальянским жанром giallo о подвигах маньяков, вооруженных колюще-режущими предметами, ни бесконечными сиквелами «Спрута», ни прочими «Гуманоидами». Зачастую, как в том же «Профессионале», его музыка превосходила даже отнюдь не дурную режиссуру. Поденщина — не иначе как чудом — не развратила его. Морриконе был в высшем смысле слова аристократичным игроком, игравшим по режиссерским правилам, но, когда речь заходила о сотрудничестве с конгениальными ему авторами, игра шла всерьез — на разрыв зрительской аорты.

● ● ●

Газета The Telegraph извинилась перед Ильей Хржановским за публикацию с заголовком «Украинская прокуратура расследует пытки детей на съемках фильмов проекта „Дау“». Редакция провела тщательный ресерч и выяснила, что состава преступления нет, а «господин Хржановский не вел себя так, как указано в нашей статье». Публикацию удалили с сайта, а режиссер получит денежную компенсацию, которую он собирается пожертвовать организации, борющейся с антисемитизмом.

● ● ●

Дени Вильнев зашел на чай к Роджеру Дикинсу, став гостем его подкаста «Команда Дикинса». Поговорили про эмиграцию из Канады, два финала «Пленниц» («продюсеров устраивали оба варианта, а я выбрал тот, что казался более странным и менее очевидным») и любимые сцены из совместных фильмов. Фаворит обоих — диалог между Бенисио Дель Торо и Эмили Блант в финальной части «Убийцы».

Интересно, что мы говорим о сцене, где два человека сидят на кухне и просто разговаривают. Она стоила где-то десять тысяч долларов.

● ● ●

На Cinephilia&Beyond вышел красочный материал про историю создания «Сталкера», его можно отправить англоязычным знакомым. Помимо многочисленных кусочков интервью, фотографий со съемок и разного рода интересных фактов там есть, например, и переведенный на английский сценарий.

● ● ●

На «Арттерритории» опубликовали доклад Виктории Смирновой-Майзель про живопись и роль произведений искусства в фильмах Андрея Тарковского (приобрести сборник можно на сайте «Порядка слов»). Если вам кажется, что многие кадры из фильмов Андрея Арсеньевича что-то смутно напоминают, то не упустите шанс ознакомиться с этим текстом. Он многое прояснит.

Original Image «Люблю тебя, люблю». Реж. Ален Рене. 1968
Modified Image «Сталкер». Реж. Андрей Тарковский. 1979

Несмотря на то, что среди повлиявших на Тарковского режиссеров редко возникает имя автора «В прошлом году в Мариенбаде» (скорее, речь идет об А. Куросаве и Л. Бунюэле, Ф. Феллини, Р. Брессоне и И. Бергмане), мы можем увидеть сходство между песками Зоны и фантастической комнатой-мозгом, в которую помещен герой «Люблю тебя, люблю» (в анкете любимых фильмов Тарковский указывает именно эту ленту А. Рене).

● ● ●

Ложь и видео Ложь и видео

Вышел новый номер «Искусства кино», целиком посвященный сериалам. Отдельная радость — долгожданное (и, надеемся, не последнее) возвращение Романа Волобуева к кинокритике. Ценитель запятых и красиво подсвеченных актрис — об «Охотнике за разумом» и творческих методах Дэвида Финчера.

«Семь» был про схватку со злом, «Зодиак» — про его безрезультатный поиск. Этот сериал — про долгие подробные беседы с ним постфактум, жанр которых к тому же не допрос, а интервью, где следователь рано или поздно обязательно начинает звучать как искусствовед в штатском, почтительно расспрашивающий автора, что тот хотел сказать.

● ● ●

Редакция Colta очень озабочена так называемой «новой этикой» и пытается объяснить, что это вообще такое. Николай Эппле на примере сериала «Неортодоксальная» показывает, что изменилось в демонстрации жизни ортодоксальных еврейских общин.

Сейчас на глазах начинается что-то новое. Новое поколение больше не считает себя виноватым специально перед евреями, а верховенство прав человека, недопустимость абьюза, в том числе религиозно оправданного, и прочая приснопоминаемая «новая этика» стремительно выходят в мейнстрим.

● ● ●

В университете Южной Калифорнии (USC) от греха подальше закрыли выставку, посвященную Джону Уэйну. Студенты вуза, где в свое время по спортивной стипендии учился легендарный Дюк, припомнили расистские и гомофобные высказывания актера. Уэйн выступал за расовую сегрегацию, недолюбливал фильм «Полуночный ковбой», а еще убивал индейцев в кино. Экспозиция существует уже больше года, и вопросы к ней возникали с самого ее появления, но движение Black Lives Matter обострило их до предела.

● ● ●

Джейсон Райтман для платформы Quibi дистанционно режиссирует постановку «Принцессы невесты» Уильяма Голдмана и выкладывает по кусочкам в свой твиттер. В капустнике участвуют Брайан Крэнстон, Тайка Вайтити, Зои Дойч и еще десятки милейших людей. Есть совсем душераздирающий момент: заочный диалог Роба Райнера с его отцом, комиком Карлом Райнером, недавно ушедшим из жизни.

● ● ●

Кстати о Quibi. Vulture рассказывает, что происходит с многострадальным сервисом — кажется, первым крупным провалом среди недавно запущенных стримингов. Дорогостоящие (и нарезанные на 10-минутые эпизоды) сериалы с суперзвездами никто не смотрит, кинематографисты подхалтуривают («первоклассные авторы запускают здесь свои второсортные проекты»), а платить восемь долларов в месяц за мобильное приложение никто не хочет. То ли дело TikTok.

● ● ●

Не каждому удается достучаться до небес. На Cineticle опубликовали перевод бесконечно грустного письма андеграундного режиссера Роберта Крамера, адресованного Бобу Дилану. Письмо осталось без ответа. Они не были знакомы и так и не поработали вместе.

Всю мою жизнь ты был одним из голосов в моей голове. К счастью или к несчастью, всю эту историю мы прошли вместе. Мне очень нравится Time Out of Mind. Возможно, ты говоришь о ком-то конкретном, о ней, но в этой музыке я слышу (свою историю), что в любви что-то пошло не так или она совсем исчезла — Ам*рк*, американская мечта, мы просто пытаемся плыть по реке. Вымотанные любовью.

● ● ●

#ReleasetheCravenCut! На сайте Bloody Disgusting вспоминают поучительную историю создания «Оборотней» Уэса Крейвена, которая будет пострашнее самой картины. Съемки начались с незаконченным сценарием и вместо предполагаемых четырех недель продлились три месяца, бюджет вырос в несколько раз, труды легендарного художника по гриму Рика Бейкера продюсеры решили заменить трехмерной графикой, а на финальном монтаже от фильма не оставили живого места (буквально вырезав все «мясо»). В сети можно найти unrated-версию фильма, которая, впрочем, тоже далека от первой режиссерской сборки, как заверяют причастные к созданию.

● ● ●

Variety пересматривает «Незваных гостей». Комедии, в которой Оуэн Уилсон и Винс Вон очень любят свадьбы и подружек невест, только что исполнилось 15 лет. Рядовой летний релиз в свое время стал суперхитом проката, а с годами приобрел почти что культовый статус.

В какой дом бы я ни заходил, всегда смотрю на коллекцию DVD и, разумеется, нахожу там «Незваных гостей». Кажется, что он есть вообще у каждого.

● ● ●

«Блэйд», да не тот. На Mubi подробно разбирают грандиозную экшн-сцену из «Клинка» Цуи Харка, в которой классик гонконгского кино перепридумал клиповый монтаж.

● ● ●

Джонатан Глейзер: кино визуального беспокойства Джонатан Глейзер: кино визуального беспокойства

Джонатан Глейзер за время карантина снял фильм. Короткометражку «Страсбург, 1518», созданную «в коллаборации с изоляцией» покажут 20 июля на BBC Two. Вдохновением для танцевального этюда под музыку Мики Леви стала историческая байка про «танцевальную чуму» на границе Франции и Германии: в результате безудержного и ничем не объяснимого веселья погибло от 50 до 400 человек (впрочем, некоторые историки считают, что умерших не было вовсе).

А вот и тизер.

● ● ●

Итан Хоук и красивые лампочки в трейлере фильма «Тесла» Майкла Алмерейды. Усердие, с которым создатели делают вид, что это не очередной тенденциозный байопик, как минимум, вызывает любопытство.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: