хроника

Сеанс-дайджест №123

Джине Роулендс — 90. — Спайк Ли и Вуди Аллен. — От «Воина дороги» к «Дороге ярости». — У Роджера Кормана все хорошо. — Пол Томас Андерсон вынуждал актеров материться. — «Форрест Гамп» может всех обидеть. — Секреты Альфреда Хичкока. — Дело Седьмой студии близится к финалу.

Джине Роулендс на днях исполнилось 90 лет. О прекрасной актрисе, соратнице и вдове Джона Кассаветиса рассказывает Ксения Рождественская в «Коммерсант Weekend»:

В детстве она обожала Бетт Дэвис: в те времена, по ее словам, «женщины должны были быть милыми и послушными», а ее это никогда не интересовало. Бетт Дэвис во всех своих фильмах была независимой. В юности Роулендс хотела быть похожей на Марлен Дитрих и даже пыталась повторять какие-то ее жесты. В зрелом возрасте она ни на кого не была похожа, и никто не мог быть похож на нее.

Спайк Ли чуть было не устроил огромный скандал. В эфире нью-йоркской радиостанции WOR’s разговор зашел о Вуди Аллене. Режиссер назвал его своим другом, великим кинематографистом и неосторожно высказался о cancel culture1: «просто так стереть его из истории не получится». Вскоре пришлось извиниться:

1 Буквально: «культура отмены»; современная практика остракизма.

Приношу искренние извинения. Мои слова были ОШИБКОЙ. Я не поддерживаю сексуальный харассмент, нападения или насилие. Ущерб, нанесенный ими, возместить невозможно.

А Пол Шредер в своем фейсбуке подлил масла в огонь:

Это удручает. Если кто-то и бы мог противостоять современному компьютерному линчеванию, так это Спайк. Видимо, нет. Я следил за историей Вуди, прочитал его автобиографию и, если честно, нахожу ее более убедительной, чем сплетни Фэрроу.

«Искусство кино» перевели разговор актрис Айсы Майга и Адель Энель, напечатанный во французской газете Liberation. В прошлом году обе громко выступили на церемонии «Сезар» (Майга произнесла речь о расизме, Энель вышла из зала сразу после объявления Романа Поланского «лучшим режиссером»). Интересное чтение для желающих понять, чем медийная повестка Франции отличается от американской (складывается впечатление, что ничем).

В нашей сфере, в кинематографе, есть тенденция верить, что, если сделаны какие-то исключения, проблему расовой дискриминации можно считать решенной. Я не думаю, что мое присутствие, равно как и присутствие Омара Си, Ладжа Ли или, например, столь же талантливых Фредерика Шо и Лейлы Бехти, избавляет французский кинематограф от мук совести. Репрезентация людей, воспринимаемых как небелые, в ролях с негативным подтекстом все еще очень распространена — и не я это говорю, а CSA с их статистикой.

Премьера «Психо» состоялась 60 лет назад. На «КиноПоиске» вышла большая статья о фильме, его влиянии на кинопрокат и жанр слэшера. Внутри много забавных фактов.

Среди неровного хора защитников, обычно скромно хваливших актерскую игру, выделялись давние поклонники Хичкока из Cahiers du Cinema: «Структура фильма напоминает дантовский Ад, концентрические круги которого становятся уже и уже, глубже и глубже. Каждая сцена может служить уроком режиссуры благодаря своей точности, резкости, силе и красоте. Возможно, Хичкок оставил часть себя в этом фильме, а если нет, то почему между кадрами фильма чудятся секреты шестидесятилетнего мужчины?».

Исполинский (как всегда у этого чудесного издания) материал Cinephilia & Beyond про вторую (и как считают многие — лучшую) часть «Безумного Макса» — «Воин дороги». Не только же «Дорогу ярости» пересматривать.

Из-за того, что он был бесстрашен, не боялся идти на риск и заходить туда, куда не осмеливался ступить ни один кинематографист, Миллер создал не просто один из лучших экшн-фильмов всех времен, но также один из лучших сиквелов на свете. И это что-то да значит.

О своих изоляционных буднях рассказывает великий Роджер Корман. У него все хорошо. 94-летний продюсер и не собирается отдыхать: всю работу ведет по телефону, параллельно запускает три фильма, надеется провести Corman Quarantine Film Festival (свои карантинные короткометражки могут представить Питер Богданович, Илай Рот, Ллойд Кауфман и Андрес Мускетти), вспоминает военные годы и плавает в бассейне.

Первый из трех сценариев называется «Игры смерти», это политико-социальное высказывание, завернутое в форму экшн-фильма. Для меня лучше и не придумать.

Второй — «Преступный город». Съемки пройдут на одном из Багамских островов, где недавний ураган уничтожил почти все постройки. Это ужасная трагедия для местных жителей, но феноменальная съемочная площадка для фильма. Правительство Багамских островов поддержит нас, поскольку мы обеспечим рабочие места для многих из тех немногочисленных оставшихся на острове жителей.

А третья картина — ремейк моего старого фильма «Нерожденный» (1991), в котором рассказывается о сыне нацистского доктора, бежавшего из Германии в конце Второй мировой и начавшего генетические эксперименты в Южной Америке.

А также советует свои любимые фильмы (от Куросавы до Тарантино), к которым его дочери нарисовали трогательные плакаты. Чудо, а не человек.

Унесенные ветром от греха подальше. Variety составили десятку популярных фильмов, которые нуждаются в поясняющих дисклеймерах. Помимо вполне очевидных кандидатур вроде «Грязного Гарри» и «Искателей» есть например «Детский час» и недавняя мелодрама «До встречи с тобой». Здесь может почудиться ирония, но культурные войны не терпят насмешек. Чего только стоит пассаж про «Форреста Гампа»:

Форрест Гамп» сделан тонкими и умными людьми, получил шесть «Оскаров» и любим многими. Вместе с тем, фильм относится снисходительно к людям с ограниченными физическими возможностями, ветеранам Вьетнама, больным СПИДом, и многим-многим другим, включая протестующих, активистов и представителей контркультуры. И вишенка на торте — «милый» главный герой назван в честь Натана Бедфорда Форреста — первого лидера Ку-клукс-клана.

Подобные истории лишний раз доказывают, как важны музеи кино и синематеки. Не для архивации и сохранения наследия, а для разъяснительной работы.

На предложение Variety уже есть первые отклики. Например, в Little White Lies опубликована статья о том, какие страдания причиняет просмотр кинофильма «Индиана Джонс и Храм судьбы».

С первых же кадров очевидно, что «Индиана Джонс и Храм Судьбы» — это фильм, снятый людьми, которые очень мало знают о культуре, которую они изображают. Беда начинается, когда Инди, Коротышка и Уилли Скотт оказываются в обедневшей индийской деревне, отчаянно нуждающейся в спасителе, который поможет им вернуть священный камень. Эту вечную песню белого спасительства, которая сама по себе является проблемой, быстро затмевает вопиющий расизм в ходе, возможно, худшего ужина в истории кино. Трио пробирается в дворец Панкот, где им подают живых змей, жуков и суп из глаз, а затем охлажденные обезьяньи мозги на десерт (подаваемые прямо из голов животных!).

Очевидно, настал момент и отечественной критике собрать в кулак свою силу воли и составить список всех голливудских фильмов, в которых можно разглядеть неподобающее изображение нашей родины и соотечественников. Долой колониализм!

«Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского получил приз жюри на фестивале анимации во французском городе Анси. О своем мультфильме, объединившем Гоголя, Шостаковича и Мейерхольда, Андрей Юрьевич рассказывал в давнишнем интервью «Сеансу».

Актер Джесси Племонс описывает по-своему трогательный случай со съемок «Мастера». Как Пол Томас Андерсон выдергивал волосы из головы Филипа Сеймура Хоффмана, дабы добиться нужной эмоциональной реакции.

В следующем дубле он достиг необходимой кондиции, до которой не доходил ранее и выдал фразу: «Ах ты, хрен поросячий!». И сразу после: «Ладно, пойдем обедать». Мы были в восторге и валялись по полу со смеху.

«Русское кино в топе» рассказывает, что стало с детьми из отечественного кино нулевых: сироты из «Мелодии для шарманки» выросли в модного клипмейкера и бодибилдершу, а младшая из «Сестер» Сергея Бодрова теперь эффектно матерится в «Последнем министре» Романа Волобуева (а до этого работала ночной нянечкой в «Тяжелом случае» Константина Мурзенко).

Original Image «Сестры». Реж. Сергей Бодров. 2001
Modified Image «Последний министр». Реж. Роман Волобуев. 2020

Stop! Armageddon Time! Какое однако чудесное название нового фильма Джеймса Грея — «Время Армагеддона». В этот раз обойдется без космоса, но с очень ярким звездным составом. В автобиографической истории о взрослении в частной школе (где когда-то учился Дональд Трамп), проходившем на фоне выборов Рональда Рейгана президентом (чем не конец света?), должны сыграть Роберт Де Ниро, Энн Хэтэуэй, Оскар Айзек, Дональд Сазерленд и Кейт Бланшетт. Вирус поменял все планы, но Грей не отчаивается и надеется приступить к съемкам «сразу, как в Нью-Йорке станет безопасно». Только на таких оптимистах и держится мир.

Блэксплотейшн и полиция — видеоэссе на горячую тему.

На Mubi можно посмотреть самый старый полный метр, снятый чернокожим режиссером. «В нашем дворе» — это вторая лента Оскара Мишо.

«В нашем дворе» начинается провокационно. Мы оказываемся в центер драмы, которая открывается титрами, которые информируют, что «мы встречаем наших персонажей на севере, где южные предрассудки и ненависть не распространены, хотя это и не предотвращает от спорадических линчеваний». Миграция на север помогла многим афроамериканцам укрыться от от радикального расового насилия юга и начать новую жизнь. Но Мишо начинает с того, что это далеко не всегда так.

Печальный Джуд Лоу в трейлере «Гнезда» Шона Дуркина, девять лет назад прогремевшего в «Сандэнсе» с дебютом «Марта, Марси, Мэй, Марлен» и затем долго продюсировавшего фильмы своих друзей.

О «деле Седьмой студии» — письмо кинематографистов О «деле Седьмой студии» — письмо кинематографистов

Уже в понедельник, 22 июня, в слушаниях по «делу Седьмой студии» начнутся прения сторон, после которых будет вынесен вердикт. Журнал «Театр» опубликовал материал, в котором кратко охарактеризовал судебные процессы по делу (напомним, что сейчас идет уже второй) как пьесу абсурда. Насладитесь фрагментами по ссылке. Театральная и кинематографическая общественность в который раз призывают внимание к несуразным выводам следствия и экспертиз, на которые обвинение предлагает опереться суду. Вы можете поставить свою подпись под письмами в поддержку обвиняемых Кирилла Серебренникова, Алексея Малобродского, Юрия Итина, Софьи Апфельбаум здесь и у нас на сайте. Под обращениями уже стоит больше трех тысяч подписей.

Будем надеяться на лучшее!


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: