Веселые проценты


Отечественного кинопроизводителя необходимо поддержать. Так решили сразу в двух министерствах — Минкульте и Минэкономразвития. В качестве программы поддержки обратились к квотам: обсудили возможное увеличение квоты отечественных фильмов в «экранном времени» (на данный момент это 24%), а заодно и квотирование импортных фильмов (в штуках).

Импортные фильмы квотируют в странах вроде Индии (не более 100 в год) и Китая (не больше 30 в год), так что на этой мере Минэкономразвития «не настаивает». А вот другая мера предусмотрена международным Генеральным соглашением по тарифам и торговле, так что тут все реально.

В подтверждение ее адекватности замминистра экономического развития Станислав Воскресенский приводит примеры из зарубежного опыта: во Франции минимальная доля экранного времени, отведенного для отечественного кино, достигает 43%, в Италии — 21%, в Великобритании и Австрии — 16% (почему-то при этом умалчивается про Египет, где эта квота составляет 81%, и Канаду с 1%).

На инициативу министерств кинопрокатчики отреагировали, мягко говоря, неоднозначно. Пока ситуация с квотами обсуждается, мы попытались прояснить, как работает система в других странах.

Франция

Приведенные Воскресенским в пример французские 43% — вовсе не установленная государством норма. Это не что иное, как естественная доля французского кино во французском же прокате. Никакой системы квотированного проката во Франции нет.

«На самом деле система господдержки французского кинематографа, а ей уже больше 50 лет, основана на контроле за выполнением простого правила: за кино должен платить тот, кто его смотрит, — пишет публицист Вера Рыклина. — В начале пятидесятых Франция ввела налог на каждый билет, проданный в кинотеатрах страны (сейчас он составляет около 11% от стоимости билета). В восьмидесятых за показ фильмов начали собирать спецналог и с телекомпаний, еще чуть позже — с каждой кассеты, DVD, Blue-ray диска. Получается около 800 миллионов евро в год».

Основа преимуществ, которым располагают французские кинематографисты, заложена программой по защите национального языка, которая устанавливает процентное соотношение национальных и зарубежных фильмов. При этом распространяется она исключительно на государственные телеканалы.

Корея

Самое распространенное заблуждение о корейском кинематографе гласит: корейский кинематограф развился и укрепил свои позиции благодаря квотированию. На самом деле, если квоты как-то и повлияли на успех национальной киноиндустрии, то лишь косвенно.

В 1963 году корейцы приняли закон о кино, регулирующий прокат и импорт зарубежных фильмов, в 1966-м его дополнили квотой: кинотеатры должны были показывать отечественное кино 90 дней в году. В 1973 это число заменили на 121, а заодно поставили кинокомпаниям условие: отныне право на ввоз импортных фильмов имели только компании, снимавшие определенное число фильмов в год, при этом на идеологически правильные темы.

Это привело, во-первых, к сокращению числа кинокомпаний и зарубежного кино на экранах. При этом интересы государства явно расходились с интересами кинокомпаний: «верхушка» хотела простимулировать кинематографистов к съемкам больших объемов идейных фильмов, а сами кинематографисты хотели зарабатывать на импорте. Такая ситуация привела ко вполне очевидным последствиям: кинокомпании клепали дешевые, наспех слаженные фильмы, чтобы поскорее выпустить их на экраны (не важно какие). Что давало им возможность как можно скорее получить разрешение на ввоз, скажем «Терминатора».

Такая ситуация продолжалась вплоть до смены политического режима в конце восьмидесятых. Сначала были либерализованы правила для кинопроизводителей: любой желающий продюсер мог начать снимать кино, регистрировать компанию и т.д. Затем право на импорт зарубежных фильмов перестало быть привилегией исключительно корейских кинокомпаний: голливудским импортерам позволили зарегистрироваться в стране.

Это очень быстро привело к засилью зарубежных фильмов. Квоты по экранному времени все еще существовали, но никем, в сущности, не соблюдались: несмотря на многочисленные протесты активистов от киноиндустрии, кинокомпании хотели зарабатывать — и зарабатывали большей частью на импорте.

В 1995 году доля корейских фильмов в прокате составляла 16%, к 1999 она выросла до 40%. Однако вызвано это было отнюдь не протестами продюсеров и режиссеров, а успехом нескольких корейских фильмов, снятых поколением, которое формировало свои представления о кино во многом благодаря ввозимому «голливуду».

К началу нулевых доля отечественного кино в корейском кинопрокате составляла уже половину, к 2006 — почти 60%. К 2008 году квоты сократили под давлением американцев, пригрозивших, что будут ввозить меньше корейских автомобилей, однако доля отечественного кино в корейском кинопрокате продолжает расти (незначительное уменьшение произошло лишь в период экономического кризиса).

«Если мы обратимся к статистике, мы увидим, что квоты на самом деле никак не влияли на долю корейских фильмов, — комментирует киновед Владимир Захаров. — Последнее сокращение (до 73 дней в году) было в 2006-м. При этом сами корейцы свои квоты очень любят и всячески защищают. Тем не менее, Голливуд на корейцев давить как будто перестал: голливудские фильмы в Корее собирают меньше, чем местные. Хотя чемпион проката там, как и во многих других странах, — „Аватар“. В прошлом году еще хорошо собирали „Трансформеры“. Тем не менее, Голливуд сейчас переключился на китайцев, а Корею предпочли оставить в покое».

Китай, Индия

В двух наиболее быстро развивающихся странах на иностранную кинопродукцию введен лимит.

В Китай можно ввезти 30 фильмов в год, при этом доля экранного времени, отведенного отечественному кино, не должна быть ниже 61%. То есть, китайцам приходится занимать собой все свободное кинопространство: китайская кинопроизводительность составляет порядка 400 фильмов в год. Голливудские поползновения в сторону Китая, равно как и китайские «киновылазки» за пределы Великой стены, — отдельная интересная тема.

Два наиболее ярких примера культурного взаимообмена как нельзя лучше иллюстрируют сложившуюся ситуацию. С голливудской стороны это «Каратэ-пацан» с Джеки Чаном в роли скромного китайского мастера кунг-фу, обучающего нетерпеливого американского мальчика; со стороны Китая — «Секс и Дзен 3D», о котором в полной мере говорит название.

Что касается Индии, то местные кинематографисты работают с такой скоростью и усердием (1100 фильмов в год), что для импортного кино буквально не остается ни места, ни времени. Немногочисленные зарубежные блокбастеры, которые в Индии все-таки закупаются (обычно с полугодовым опозданием), идут всего на нескольких экранах в очень крупных городах — у нас так прокатывают авторское европейское кино.

Россия

Сейчас доля отечественного кино на российских экранах составляет 10-12% от общего кинопотока. Однако методы, предложенные Минкультом и Менэкономразвития, даже на этом фоне вызывают недоумение у экспертов. Председатель совета директоров группы компании «Киносити» Эдуард Пичугин справедливо заметил, что для выполнения квот кинотеатрам придется задуматься о ретроспективном показе.

А главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей с ходу предложил несколько методов, позволяющих кинотеатрам обойти потенциальные квоты: «Нужно открыть много маленьких залов, поставить DVD-проигрыватели за 100 долларов и крутить фильмы, набирая необходимое время. Второй вариант — давать кинотеатре с утра „Гитлер капут“ или „Поручика Ржевского“, а после ставить „Пиратов карибского моря — 4“, весь день приписывая „Поручику Ржевскому“.

Это дикость и варварство, пойти на это могут только люди далекие от киноиндустрии. Даже удивительно, что Минэкономразвития может предложить такую глупость. Нет никаких серьезных квот в странах, где нет тоталитарного режима (коммунистического или такого, какой до недавнего времени был в Ливане). Везде используется то, что мы хотим предложить нашему правительству, — методы стимулирования».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: