Фестивали

«Пилот»: Сериалы в городе фестивалей


«Учителя». Реж. Илья Куликов и Никита Грамматиков

 

Иваново устало слыть городом невест, тем более что некогда развитое там ткачество, которое, собственно, и поставляло невест в промышленном количестве, давно сдулось под мощным китайским напором. На звание культурной столицы Иваново пока что не претендует, но очагом культурной жизни явно стремится стать — в частности, привечая у себя кинематограф. Благо по количеству различных учебных заведений (а значит, и потенциально активных кинозрителей-студентов) Иваново превосходит многие российские города и покрупнее.

Нынешним летом областной центр вернул себе международный кинофестиваль «Зеркало», который в последние годы, формально сохраняя ивановскую прописку, фактически проживал у волжской кромки в живописном Плесе и являлся очаровательным (участвовал, подтверждаю) мероприятием для московских и заморских гостей, почти не отвечая ивановским интересам. А на днях в Иваново впервые прошел фестиваль телесериалов «Пилот». Его целевая аудитория не студенческая — постарше, и не только потому, что студентам в это время года уже положено сидеть на «парах», а не на фестивальных просмотрах. Просто отечественный телевизор — такая возрастная штука, у которой не слишком много интересующих молодого зрителя «кнопок», особенно среди главных, «федеральных». Та же «Россия-1» вправе, конечно, объявлять нижней возрастной границей своей сериальной аудитории «18», но все прекрасно понимают, что это цифра рассчитана на рекламодателей и в лучшем случае имеет отношение к имиджевым продуктам от Сергея Урсуляка. Насчет же возраста отечественных (преимущественно нестоличных) дам, составляющих уверенное большинство среди «российских» потребителей, мало кто заблуждается.

Идея провести в Иваново фестиваль сериалов принадлежит режиссеру и продюсеру Валерию Тодоровскому, который в режиссерском качестве попробовал себя в сериальном производстве лишь однажды («но как!» — это знаменитый ответ его отца Петра Ефимовича Тодоровского на вопрос, кажется, Марлена Мартыновича Хуциева, умеет ли он играть на гитаре) «Оттепелью», но как продюсер этому роду деятельности не чужд. Именно автор плодотворной ивановской идеи, справедливо вознагражденный за креативность постом президента, в начале нулевых курировал кинопроизводство на РТР.

Действительно, фестиваля такого рода у нас прежде не было. Телевизионный фестиваль в Ялте (в том, что он до сих пор существует, я не уверен) покрывал собой все здешнее телепространство — без особой пользы для последнего. Да и в мире это фестивальное направление пока не развито. Осуществить новаторскую идею Тодоровского взялись продюсер Светлана Дрыга и ее команда — они делают калининградский фестиваль короткометражного кино «Короче», и у них получается.

 

«Русалки». Реж. Саша Кириенко

 

В известном смысле «Пилот» можно считать идейным родственником «Короче»: в его конкурсе (см. название) соревнуются не полноразмерные сериалы, а «пилотные» серии. Ну, это понятно даже с позиций элементарного здравомыслия. Попробовать усадить членов жюри и зрителей в кинозале на бесконечное количество часов, чтобы крутить перед их глазами конкурирующие сериалы целиком один за другим — занятный, конечно, эксперимент, если бы нашлись охотники в нем поучаствовать. Правда, от такого затяжного показа «Пилот» не отказался — использовал его в спецформате «Сериал на площади» (по аналогии с тем, что практикуют с успешными прокатными фильмами «Кинотавр» и «Край света»). Вышло эффектно: вечерний Иваново, центральная городская площадь, гигантский экран, и на нем — «Ликвидация» с половины восьмого вечера и до победного конца.

Иное дело — конкурс. Он подчинен практическим задачам: по замыслу устроителей, «Пилот» должен стать рабочей площадкой, на которой телепроизводители станут тестировать свои проекты, сверяясь с мнениями фестивальной аудитории, состоящей из горожан и столичных профи, — своего рода ивановской «фокус-группы».

В конкурсе первого фестиваля участвовало два десятка «пилотных» серий. Картина отечественного сериального мира в жанровом отношении сложилась весьма разнообразная: комедия, драмеди, семейная драма, музыкальная мелодрама и даже триллер и боевик, которыми обычно сервируют стол для кинозрителей, а телезрителей балуют редко. В большинстве случаев жанр был предъявлен как некая плотная основа с добавочными ингредиентами: мистическими, приключенческими, детективными. Скажем, мелодрама в беспримесном виде попала в ивановский конкурс в единственном экземпляре («Свадьбы и разводы»). Это может, конечно, говорить, исключительно о вкусах отборщиков, но вряд ли. Скорее, указывает на то, что чистый жанр нынче не в чести: на дворе (и на телевизионном столе) время коктейлей, желательно пряных. Тематические и социальные интересы сериальных авторов тоже не вгоняют в уныние: московские содержанки, смоленские вампиры, питерское жулье времен НЭПа, люберецкое детство брежневского покроя, успешный свадебный бизнес, каскадеры-угонщики, неаппетитные будни строительного министерства — с полетом фантазии и широтой охвата, вроде бы, все в порядке.

 

«Ворона». Реж. Ольга Ангелова и Евгений Сосницкий

 

Теперь — о нюансах. Сериальный «пилот» — это ведь не просто первая серия, за которой тут же следует вторая. Он задуман как пробный шар. Он снят — и далее могут последовать продюсерские уточнения, вплоть до радикальных, касающиеся не только кастинга, но и кандидатур режиссера, оператора и т.д. Могут и не последовать, конечно. Но делается «пилот» именно для того, чтобы такая продюсерская опция существовала. Если бы значительное количество «пилотов» для телеканалов страны вдруг были бы, как по команде, сняты к концу лета и при этом продюсеры не торопились тут же войти в основное производство, догоняя ускользающую летнюю натуру и стремясь уложиться в сжатые сроки, ивановский «Пилот» мог бы реально выполнять функцию тест-драйва. Он либо помогал бы продюсерам утвердиться в их правоте, либо вовремя открывал им глаза на ошибки, которые не поздно исправить. Однако эта условно идеальная ситуация не имеет отношения к реальности. В большинстве случаев производители паузу на раздумья после «пилота» не берут, и производственный график у каждого свой. Так что фестиваль, проходящий в канун нового телевизионного сезона, устраивает конкурс для проектов, многие из которых уже находится в активной производственной фазе. Получается, победа в таком соревновании — вопрос престижа, а не практической выгоды для судьбы будущего сериала. Престиж — это очень хорошо, но лучше бы вместе с практической выгодой, мечтательно вздохнула бы тут телевизионная Агафья Тихоновна.

Не уверен, что у «Пилота» есть необходимость в заявленной им наградной персонификации. То есть, на мой вкус, широк его призовой набор, я бы сузил. Определить лучший «пилот», угадав по нему потенциально крутой сериал, — это необходимо, для этого, в первую очередь, и собрались. Логично, что приз в главной номинации присуждается зрительским голосованием. Кино еще может позволить себе игры в мейнстрим и арт-хаус. Сериалы сами приходят через телевизор к нам домой, и они для всех. «Я считаю, правильно, что фестиваль родился именно в Иваново. На Иванах в нашем деле все держится», — примерно такие слова произнес со сцены на церемонии открытия продюсер Игорь Толстунов.

Персонально лучших — сценариста, режиссера, актера, актрису, продюсера — по регламенту определяет профессиональное жюри из влиятельных персон теле- и киноиндустрии. «Пилот», напомню, объявил себя фестивалем именно сериалов, а не «пилотных» серий. То есть, он имеет в виду конечный производственный результат и ему посвящен. Наверное, компетентное жюри в состоянии определить по «пилоту» качество режиссуры будущего сериала. Пусть даже слегка авансом. Но вот насчет призов продюсеру, сценаристу и актерам я сильно сомневаюсь. Как бы ни было лестно для Александра Цекало получить за «Алиби» награду лучшему продюсеру «пилота», думаю, что лучшим продюсером он себя продемонстрирует и ощутит, только когда его «Алиби» покажет на старте чемпионские эфирные цифры и удержит их до последней, шестнадцатой серии. Точно так же обстоят дела с призом сценаристу: Илья Куликов не сценарий «пилота» сочинял, и его труд можно адекватно оценить только по совокупности всех написанных им для «Учителей» серий. Или — актеры. Я искренне поздравляю Лизу Боярскую («Ворона») и Юрия Стоянова («Вампиры средней полосы») с победой на первом ивановском фестивале. Но все же титул «лучший актер пилота» меня забавляет, и фактически это награда за еще не сыгранную (или не увиденную телезрителями, что одно и то же) роль.

 

«Алиби». Реж. Нурбек Эген

 

Отдельный вопрос — компетенция жюри. Зрительский главный приз должен быть в интересах гармонии уравновешен суммой точных экспертных решений в других номинациях. Объявив о своем намерении сформировать жюри из влиятельных персон индустрии, «Пилот» по первости пригласил туда представителей онлайн-кинотеатров, чьи имена лично мне ни о чем не говорят. Я бы счел это частным случаем моей неосведомленности, если бы не неожиданный реприманд с номинацией «лучший режиссер».

Для начала сообщу, что зрители проголосовали за пилот сериала «90-е: весело и громко» («Арт Пикчерз» по заказу «СТС»). У меня не получилось восхититься этим ситкомовским по своей природе комикованием, но допустим, что «правота зрителей не обсуждается», как сказал, вручая главный приз, президент Тодоровский, сам, вообще-то, снимающий совсем другое кино. Я бы тоже ее не обсуждал, если бы не выяснил, что заказчики «90-х» придерживаются схожего с моим мнения. Во всяком случае, после «пилота» они произвели показательную замену режиссера: был Михаил Поляков — стал Игорь Волошин, который уже снимает сезон «90-х» и снимать его как предшественник точно не станет (тот редкий случай, когда возможность снять «пилот» была использована продюсерами самым серьезным образом). Однако случился конфуз: компетентное жюри объявило отставленного режиссера Полякова лучшим в соответствующей номинации. Надо было видеть растерянное лицо продюсера Антона Федотова, принимавшего эту награду. «Михаил будет очень удивлен», — попытался улыбнуться он и несколько раз подчеркнул, что этот успешный «пилот» — результат общекомандных действий. На месте Михаила я бы тоже удивился. Я бы даже на месте Михаила пришел к продюсерам, потрясая призом от компетентного жюри, и вкрадчиво попросил отменить отставку как ошибочную.

 

«90-е. Весело и громко». Реж. Игорь Волошин

 

Оставим в стороне загадку, зачем создатели «90-х» выставили на конкурс «пилот» с такой внутренней проблемой. Видимо, они ни на какие милости от жюри не рассчитывали, а тут на тебе. Мой вопрос, повторю, касается компетенции. Убежден, что для создателей телеконтента дружить с онлайн-площадками — дело правильное и перспективное, но жюри только выиграло бы, если бы квота представителей таких площадок в его составе ограничилась «единицей», а другие заняли бы индустриальные профи.

Наверняка так и в будущем и поступят. Насчет того, что будущее у «Пилота» — успешное и полезное для индустрии, я, как и его президент Тодоровский, не сомневаюсь. Главное, извлечь правильные уроки из первого — по сути, «пилотного» — фестиваля.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: