Памяти Маши Саакян
Мария Саакян на фестивале в Бразилии. Фотография из личного архива Марии Враговой.
Артем Васильев, продюсер
Мы познакомились буквально в этот же день тринадцать лет назад — на кинофестивале в Роттердаме, где я нахожусь и сегодня. С тех пор мы дружили и общались, где бы она ни жила. Маша была светлым, очень талантливым человеком. В последнее время она также проявила себя как человек мужественный, верующий, с невероятной силой духа. Она была готова к уходу.
В 2006 году я принял небольшое участие в пост-продакшне ее первого полнометражного фильма «Маяк». В нашу последнюю встречу мы обсуждали монтаж ее последнего, неоконченного фильма, который условно называется «Сказка». Я думаю, этот фильм будет завершен, и зритель увидит, над чем Мария Саакян работала в последние годы.
Александр Котт, режиссер
Очень грустно. Я думал, что она победила рак, и потому вернулась в Москву. Мы редко общались — что называется, «между прочим». Я всегда поражался ее внутренней жизненной силе, энергии и спокойствию. Ощущение дикой несправедливости.
Максим Дроздов, оператор
Когда кто-то из близких нам людей уходит с Земли, нас накрывает наша собственная неготовность осознать это. Мы излучаем растерянность, печаль и даже отчаяние, не осознавая, что уходящий человек еще здесь, рядом, и все это чувствует. А человеку в этот момент легкость нужнее тяжести. Я говорю так, поскольку достаточно погружен в эту тему. Последние 5 лет я работаю над документальной картиной-исследованием, посвященной жизни души. То, что мы словом «смерть» называем, для уходящего человека есть состояние абсолютной эмпатии, когда все чувствуется — все эмоции людей, мысли. Мы помогать должны в этот момент человеку, а не утяжелять его своими печалями. Вспомните Машину улыбку. То, что я говорю Маше, может для кого-то странно прозвучать… но ведь все, кто ее знает, сейчас говорят с ней мысленно. Я говорю ей — не оглядывайся назад. Прошлое прошло, а впереди большой радостный путь. Не погружайся в ту растерянность, которую излучают сейчас знакомые тебе люди — эта тяжесть не нужна тебе, она не твоя. Пока ты еще здесь — скользи над всем этим, собирая букет светлых воспоминаний, и не бери с собой ничего тяжелого. Впереди новые невероятные возможности. Встретимся!
Мария Врагова, сооснователь фестиваля искусств в Тирадентисе, Бразилия
Моя первая встреча с Машей, на самом деле, была встречей с ее фильмом «Маяк», который я посмотрела в киноклубе «Фитиль». Он навсегда занял особое место в моем сердце. В 2010 году мне и моему другу, бразильскому пианисту Луису Густаво Карвальо, который учился в Москве, пришла в голову идея пригласить Машу на показ русского кино в Бразилии, и познакомиться с автором фильма лично.
Мы нашли Машу в Фейсбуке и написали ей. Она ответила мгновенно, и нас — двух совершенно незнакомых людей! — пригласила к себе домой пить чай. Там мы и познакомились с Машей и ее замечательными дочками.
Потом я уехала в Бразилию. Еще до того, как нам удалось организовать показы, мы сумели выпустить «Маяк» на DVD. А в 2015-м моя мечта наконец-то сбылась, и получилось устроить показы русского кино, сделанного между перестройкой и нулевыми. Эти показы прошли в четырех крупнейших городах Бразилии. Тогда же мы устроили ретроспективу фильмов Маши. Пригласили ее в Рио, куда она приехала со своим мужем и маленькой дочкой. Показали зрителям «Маяк», «Энтропию» и «Это не я». Маша приняла участие в круглом столе, который был посвящен русскому кино, его участниками также были Андрей Плахов, Елена Плахова, переводчик русской художественной литературы Иринеу Перпетуо Франко и мы, кураторы показа. Фильмы Маши очень понравились зрителям, а Маше, мне кажется, понравилось в Бразилии. Уезжая из Рио, она сказала, что следующая остановка — Нью-Йорк, где она будет снимать фильм-сказку. Это был 2015-й год. А вчера мы узнали, что Маши больше нет. К сожалению, сказке не суждено будет сбыться.
Марии Саакян было всего 37 лет. У нее остались муж и пятеро детей.
Вы можете помочь семье переслав деньги на карту ее подруги Виктории Владимировны Ламшиной («Сбербанк», 6390 0238 9023 0956 07).