Оскар-2016: дай мне
1_000
«Выживший»
Алехандро Г. Иньярриту (теперь он подписывается так, потому что это красиво) возвел претензию в принцип еще на заре своей карьеры, когда вместе с драматургом Гильермо Арриагой выписывал хитросплетенные сюжеты об эффекте бабочки, обильно украшенные нью-эйджевыми метафорами. Новые работы Алехандро Г., отмеченные сотрудничеством с визионером Эммануэлем Любецки, от старых принципиально не отличаются: своим жирным символизмом постановщик пытается занять в латиноамериканской традиции место рядом с Гарсиа Маркесом, но оказывается в компании Пауло Коэльо. Со сравнимыми, кстати, тиражами. Как и «Бердмэн» год назад, «Выживший» собирает все награды мира; два подряд главных «Оскара» в одни руки — случай почти небывалый, и заранее страшно представить, что может случиться от такого с человеком, который и раньше был способен назвать фильм «Вавилоном». Подробнее о фильме — в нашей рецензии.
«Безумный Макс: Дорога ярости»
Главный (что уж там сомневаться) блокбастер лета, лучший фильм 2015 года по версии большинства кинокритиков мира, живописный, громкий, старомодный, не отпускающий ни на минуту своего зрителя боевик, которому каким-то чудом досталось целых десять номинаций. Если не возьмет хотя бы четыре-пять из них (художник-постановщик, грим, костюмы, монтаж, а может, и режиссура), будет очень странно и даже обидно. Мы писали о фильме в мае.
«В центре внимания»
Кабинетный журналистский детектив, сделанный человеком, который играл амбициозного репортера в пятом сезоне «Прослушки». Мощнейший актерский состав, неторопливый темп, скандальная, но без экзальтации и надрыва рассказанная история. Мы совсем недавно писали о фильме, и очень советуем застать его в кинотеатрах тем, кто утомился от взвинченных скоростей и яркой тинейджерской подачи современного кино. Не удивимся, если вопреки всем прогнозам и именитым конкурентам именно важная гражданская работа Тома МакКарти победит в номинации «Лучший фильм».
«Игра на понижение»
По-прежнему актуальное и все еще злободневное, хотя, возможно, слишком плакатное и слишком умеренное кино о тотальной жадности и безрассудности финансистов, приведших к экономическому кризису 2008-го. Два года после краха ипотечной системы понадобилось, чтобы разобраться в его причинах (в 2010 вышла книга «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы»), и еще пять, чтобы облечь этот материал в доступную и бойкую кинематографическую форму. А ведь вообще-то сделать такой фильм о финансах, на котором бы зритель не заснул, да к тому же еще что-то понял в птичьем языке воротил с Уолл-стрит, задача не самая простая, и работа сценариста скорее всего будет вознаграждена. Как и бестселлер журналиста Майкла Льюиса, фильм Адама МакКея фокусируется не только на хронологии событий и запутанных финансовых схемах, но и на характерах людей, разглядевших надвигающиеся проблемы и сумевших на них заработать. А дистанция, пускай и небольшая, позволяет увидеть, как не извлеченные уроки заставляют историю упрямо повторяться. О том, как фильм хорошо ложится на современную российскую реальность, мы писали отдельно.
«Комната»
Сюжет писательницы Эммы Донохью, основанный на ее же бестселлере, повествует о ребенке, живущем в вынужденном заточении вместе со своей матерью. Показательно неэффектная режиссура Ленни Абрахамсона выполняет свою главную задачу — не мешать эффектно развивающемуся повествованию, а иногда даже помогает построить саспенс; остроумным образом в середине фильма его сценарий меняет жанр, превращаясь из триллера в психологическую драму, однако именно в этот момент его становится скучновато смотреть (Хичкок делал так в «Птицах», но с разворотом, что принципиально важно, в противоположном направлении). Поставив маленького героя в положение почти что Каспара Хаузера, Донохью не то что не отвечает на те захватывающие вопросы, которые в связи с этим положением возникают, но даже не пытается их задать: фильм остается в мелководье тем, для которых ситуация антропологического эксперимента необязательна, хватило бы и обычного сюжета про детство и материнство. Впрочем, Бри Ларссон в главной роли хорошая, пусть она победит.
«Шпионский мост»
Пример занимательного «сторителлинга» от Стивена Спилберга (по сценарию Итана и Джоэла Коэнов) — громкая история Холодной войны рассказана через второстепенного ее участника, бруклинского адвоката Джеймса Донована, защищавшего в американском суде Рудольфа Абеля, а затем участвовавшего в обмене советского разведчика на американского пилота Фрэнка Пауэрса.
Фильм обладает всеми достоинствами спилберговского кино: это масштабное, кинематографически превосходное, но при этом мягкое (возможно даже чересчур) и умное высказывание о человеческом (слишком человеческом) в пору масштбаных исторических катаклизмов. «Шпионский мост» подоспел к новому этапу геополитического противостояния и прекрасно дополняет другого конкурсанта — «Трамбо», но значит ли это, что фильмудостанется хоть одна награда академии? Скорей всего нет.
«Марсианин»
По сюжету «Марсианин» — это «„Гравитация“ встречает „Робинзона Крузо“», по картинке — очередное признание Ридли Скотта в любви к Павлу Клушанцеву. С советским космическим мифом фильм Скотта сближает и тот факт, что «Марсианин» намеренно (спасибо книге-первоисточнику) выдержан в соцреалистической стилистике. Скотт лишает повествование скелета драматургии; ее на экране подменяет изысканная живописная борьба трехмерных фактур марсианского грунта. В фильме нет конфликта в привычном смысле этого слова. История астронавта Марка Уотни снята как будто в СССР 1930-х — на экране исключительно борьба лучшего с хорошим. Можно запросто представить себе подобный фильм о потерянном советском полярнике, которые борется с безжизненной пустыней, внедряя в нее экскременты и получая невиданные урожаи по заветам Ивана Владимировича Мичурина. Получить за такое премию трудно; фильм вызывает скорее добродушное недоумение, не случайно и «Золотой глобус» он получил как «лучшая комедия».
«Бруклин»
Все это очень мило. Сирша Ронан играет ирландскую иммигрантку в Америке, ходит в нарядах 1950-х, и в них она дивно хороша. Персонажи так или иначе симпатичные, за исключением единственного антагониста — мегеры, воплощающей старосветскую деревенскую косность. Есть смешной пухлый мальчик и красивая ирландская песня. Всего в меру, сердце не встрепенется, и не прольется слеза. Это и хорошо, наверное. Фильм Джона Краули — об эмиграции как опыте взросления, где под взрослением понимается умение не истерить и принимать взвешенные решения, как в той сцене, где героиня Ронан отвечает взаимностью своему итальянскому ухажеру: «Я тут подумала, и, пожалуй, я тебя люблю». Как и его героиня, «Бруклин» разумен и хорош собой — так, что о нем почти нечего сказать. И оперная меланхолия «Иммигрантки» Джеймса Грея в прошлом году была, конечно, гораздо значительней.
«Кэрол»
Чувственная драма о любви Кейт Бланшетт и Руни Мары — первый за восемь лет полный метр Тодда Хейнса, который увереннее себя чувствует на европейских фестивалях, чем на «Оскаре», в этом году политизированном сверх меры: недостаток номинаций у «Кэрол» некоторые американские публицисты посчитали гомофобией. Сложно представить себе человека, более далекого от воинственного активизма, чем Хейнс, стойкий сторонник l’art pour l’art — вот и «Кэрол» усиленно притворяется, что политики не существует. Режиссеру интересны цветовые акценты, монтажные фигуры, силуэты главных героинь; сюжет Патрисии Хайсмит — совершенно тривиальный, если позабыть, что героини одного пола, да и если помнить тоже, — только повод к вышеперечисленному. Кажется, Хейнс оказался слишком тонок для того, чтобы получить номинацию за лучший фильм или режиссуру, да и в остальных категориях у «Кэрол» мало шансов: победить может разве что Руни Мара, чью роль академики необъяснимо посчитали второплановой, но тоже вряд ли. Мы напишем о фильме подробнее к началу российского проката 10 марта.
«Звездные войны: Пробуждение силы»
Не включить «Звездные войны» в список номинантов вовсе было бы неуважительно к индустрии и ее интересам. Продолжение самой популярной саги современного кинематографа предсказуемо бьет кассовые рекорды, запланировано несколько продолжений и спин-оффов. Что-то подсказывает, что фильм возьмет свою заслуженную статуэтку за лучшие визуальные эффекты, тем более, что создатели действительно постарались порадовать фанатов и наполнить картинку трескучей аналоговой теплотой, максимально приблизившись к канонической первой трилогии.
«Девушка из Дании»
Творческий союз скучнейшего в мире постановщика Тома Хупера и скучнейшего в мире артиста Эдди Редмейна обязан был состояться, причем именно в жанре салонного байопика (скучнейшем в мире). Правильно освещенные симметричные планы, сентиментальные струнные стандарты Александра Деспла, невыносимая духоподъемность. Редмейн технично закатывает глаза и криво улыбается раз в две минуты. «Девушка из Дании» — кино даже не папино, а дедушкино — ну, или бабушкино: биография первого в мире человека, решившегося на коррекцию пола, в пересказе Хупера тонка, как статьи в журнале «Караван историй», и увлекательна, как учебник анатомии. Здесь выстроено и подделано все — от декораций до фактов, и Алисия Викандер в роли жены Редмейна — единственное, что есть живого в «Девушке»; она, видимо, и принесет фильму единственный «Оскар». Даже дежурные претензии полиции политкорректности вызывают симпатию: трансгендера, конечно, не обязательно должен играть трансгендер, как утверждают ЛГБТ-активисты, но так хотя бы было интересно. Судьба фильма Хупера известна: его слава, как это было и с «Король говорит», ненадолго переживет оскаровскую церемонию.
«Крид»
У киносериала про Рокки были разные времена. Фантастический старт и номинации на «Оскар» в 70-х, «Золотые малины» в 80-х и забвение в 90-х. В новом тысячелетии Сталонне снял отличный и, как казалось, финальный эпизод «Рокки Бальбоа», но «Крид», в котором по прихоти сюжета ресторатор Бальбоа тренирует сына своего друга и противника Аполло Крида, — отличная спортивная драма и без наследия «Рокки». И странно, что номинацию за работу над этим фильмом получил только Сталлоне (если он получит приз, это будет его первая статуэтка). Будь академики немного прозорливее, то отметили бы и звезду независимой режиссуры Райана Куглера и актера Майкла Б. Джордана. Оба заслуживали того хотя бы за феноменально снятую одним планом сцену боксерского поединка в самой середине фильма, за время которого камера ни разу не покидает пределы ринга. Глядишь, и расового скандала бы не было.
«Убийца»
Красивый, холодный и крайне неудачливый в номинациях фильм Дени Вильнева о том, как суровая девушка из спецназа ФБР вдруг осознает довольно банальную истину: на границе Мексики и Аризоны закон и справедливость не всегда одно и то же. При всех очевидных претензиях к фильму — его называли уже и скучным, и многозначительным, и напрочь лишенным драматизма — «Убийца» все равно остается главным триллером года. И жаль, что номинация не досталась ни Эмили Блант, ни одному из ее партнеров-мужчин. Этот фильм лишен стилистических недостатков прошлых работ Вильнева (по крайней мере, вкус тут режиссеру не изменяет), а музыкальная дорожка Йохана Йоханссона и операторская работа Роджера Дикинса превращают его в зрелище, от которого трудно оторваться.
«Омерзительная восьмерка»
Развеселый разговорный боевик про основы американской государственности после малоудачного «Джанго освобожденного» стал облегчением: Тарантино опять в хорошей форме, хотя он, видимо, уже необратимо посерьезнел, и насилие в его фильмах теперь необязательно fun. Странно, но на «Оскаре» «Восьмерка» представлена скуднее, чем «Джанго». Точечных номинаций удостоились только бесспорные фигуры — оператор Ричардсон с его 70-миллиметровой пленкой, человек-фейерверк Дженнифер Джейсон Ли, а также Эннио Морриконе, который, дожив до 87 лет, ни разу не выигрывал «Оскар», и будет странно, если сейчас академия не воспользуется шансом исправить недоразумение. Лично Тарантино номинаций не получил — за невоздержанность наверное: не выходить из комнаты весь фильм — это виртуозно, но все-таки «Восьмерка» могла быть раза в полтора короче.
Прогноз «Сеанса»:
Лучший фильм — «Выживший» (за героизм при съемках, если только академия не решит быть социально-полезной и не отдаст награду «Игре на понижение» или «В центре внимания»)
Лучший фильм — «Выживший» (за героизм при съемках, если только академия не решит быть социально-полезной и не отдаст награду «Игре на понижение» или «В центре внимания»)
Лучший режиссер — Джордж Миллер «Безумный Макс: Дорога ярости» (похоже на несбыточную мечту, но если второй раз получит Иньярриту, выйдет неловко)
Лучший актер — Леонардо Ди Каприо «Выживший» (разрыв мема)
Лучшая актриса — Бри Ларссон «Комната» (за съемки без грима)
Лучший актер второго плана — Сильвестр Сталлоне «Крид» (он будет отдуваться по афроамериканской линии)
Лучшая актриса второго плана — Алисия Викандер «Девушка из Дании» (а должны бы Дженнифер Джейсон Ли)
Лучший оригинальный сценарий — Джош Сингер, Том МакКарти «В центре внимания» (важная тема, и фильм не плохой)
Лучший адаптированный сценарий — Чарльз Рэндолф, Адам МакКей «Игра на понижение» (важная тема, и фильм не плохой)
Лучший анимационный фильм — «Головоломка» (возможен фантастический вариант с наградой «Аномализе» Чарли Кауфмана)
Лучший фильм на иностранном языке — «Сын Саула» (турецкие девочки из «Мустанга» могут подождать)
Лучший неигровой фильм — «Эми» (за жалостливость)
Лучшая музыка — Эннио Морриконе «Омерзительная восьмерка» (за все хорошее)
Лучшая песня — Simple Song 3 «Молодость» (выдаем желаемое за действительное, а получит Леди Гага)
Лучшая работа художника — Колин Гибсон, Лиза Томпсон «Безумный Макс» (кажется, без вариантов)
Лучшая работа оператора — Эммануэль Любецки «Выживший» (бедный, бедный Роджер Дикинс)
Лучший грим — Лесли Вандеруолт, Элка Вардега, Дэмиан Мартин «Безумный Макс» (конкуренты — медведь из «Выжившего» и шведский столетний старик — не конкуренты)
Лучшая работа художника по костюмам — Дженни Биван «Безумный Макс» (конкурентов нет, кроме того, ее обидел Стивен Фрай)
Лучший монтаж — Маргарет Сиксел «Безумный Макс» (один из самых понятных фильмов года, несмотря на количество склеек)
Лучшие визуальные эффекты — Роджер Гайетт, Пэт Тьюбак, Нил Скэнлан, Крис Корбулд «Звездные войны» (чтобы не обижать фанатов)
Лучший короткометражный анимационный фильм — «Санджай и его команда» (болеем за Бронзита, были бы довольны Херцфельдом, получит Pixar)
Читайте также
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева