Воплощённое слово
Мы поздравляем Леонида Павловича с днём рождения и публикуем фрагменты видеозаписи его творческого вечера «Воплощённое слово», прошедшего 26 апреля в Театральной библиотеке, а также статью Андрея Ковалёва, написанную для «Энциклопедии отечественного кино».
Добровольно покинув лётное училище со справкой «отчислен в связи с нежеланием учиться», Леонид Мозговой срезался на экзаменах во ВГИК и с третьей попытки поступил в Ленинградский театральный, где прошёл университеты легендарного Бориса Зона. По окончании недолго поработал в Театре музкомедии и предпочёл литературную эстраду. В течение двадцати пяти лет подготовил четырнадцать моноспектаклей и в поле зрения кинематографа не попал ни разу.
Киноактёр Леонид Мозговой — открытие и в известном смысле произведение Александра Сокурова. Это открытие, однако, нашу режиссуру не заинтриговало: поздний дебют Леонида Мозгового в «Камне», столь очевидно незаурядный, не имел последствий в виде заманчивых предложений, и другого приглашения Леонид Мозговой дождался только через несколько лет, вновь от Сокурова, позвавшего его на главную роль в «Молох». То же повторилось и после «Молоха», только паузы не последовало: Леонид Мозговой опять снимается у Сокурова, в «Тельце», и едва ли жалеет о гипотетических ролях, им за эти десять лет не сыгранных. Достаточной компенсацией за несостоявшееся количество — уникальное качество предложенного ему Сокуровым: Чехов, Гитлер и теперь вот — предсмертный Ленин.
Превращаясь в
Призрак, залетевший в серую ялтинскую зиму пошуршать бумагами, вновь примерить манишку, фрак, сумерки, улыбку, морщины. И фюрер с его мешковатым телом, плохо сидящим на одержимой душе, с обрюзгшим, мертвеющим телом, которое гальванизируют разряды воли к власти. Оба они пришли в кинопространство из мира, с трудом поддающегося персонификации. Может быть, поэтому в работах Леонида Мозгового есть неопределённость, недоговорённость. Словно туман одел
В «Камне» Леонид Мозговой хотя и играет первую скрипку, но всё на одной ноте, необходимой для консонанса, слитного гула утраченного времени. В «Молохе» же он изначально появляется как дирижёр. Гитлеровский затылок движется вдоль строя раболепствующей прислуги, и восторженные лица присных рассыпаются нотной записью его инфернального величия. Чтобы совладать с такой партитурой — арсеналом свойств, неоспоримо присущих Адольфу Гитлеру как виртуальному образу, и, не ломая этот образ, затеплить в нём человеческий дух, нужен был, помимо режиссуры Сокурова, трезвый и бесстрастный актёрский ум.
Не соблазняясь
Новейшая история отечественного кино.