Рецензии

Прогулки по воде — «Лука» Pixar

В прокат вышел летний пиксаровский мультфильм «Лука». О вроде бы необязательной, но во многом примечательной работе пишет Павел Пугачев.

«Лука». Реж. Энрико Касароса. 2021

В водах Лигурийского моря живет юный ихтиандр Лука. На дворе середина 1950-х, среда обитания еще не слишком загажена следами человеческой деятельности, а дайверы не похищают никаких Немо. Все вроде бы здорово, живи себе да плавай, но нужно соблюдать определенные правила. В частности, ни в коем случае не выходить на сушу, не контактировать с людьми и вообще лишний раз не высовываться. Лука нарушает все родительские запреты, за что те даже подумывают в воспитательных целях сплавить его на лето к дядюшке Уго, мирно сходящему с ума на глубоководной даче («зато там еды полно: открой рот и плыви»). Дядюшку Лука, конечно, любит, но не настолько, чтобы все лето дичать в темноте. «Рыбки — это жизнь, но все-таки не та», как спела недавно группа «Колибри». Лука вместе со своим новым другом, столь же юным ихтиандром Альберто, сбегает из дому и выплывает наружу.

«Лука». Реж. Энрико Касароса. 2021
Pixar в очередной раз делает не столько анимацию, сколько концентрированное в каждом пикселе кино

На суше заметно веселее. В вымышленном итальянском городке Портороссо (Миядзаки тут точно пролетал) можно гулять допоздна, есть странную еду и гонять на велосипедах. Вскоре появляется и боевая подружка — рыжеволосая Джулия, без лишних вопросов приютившая двух странников. Есть только одна загвоздка — она живет с папой, а папа — рыбак. И в самом городке, помимо афиш «Римских каникул» и феллиниевской «Дороги», куда ни глянь, гарпуны и изображения поверженных обитателей водного мира, а местные рассказывают байки про страшные столкновения с морскими чудищами. Ихтиандрам пора бы напрячься, но на южном солнце думать как-то не хочется. Не возвращаться же обратно.

Список кинематографических ассоциаций можно составить длинный: это и пробежка по неореализму, и «Рыбка Поньо на утесе», и, конечно, «Русалочка», и много что еще (да даже «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино). Дело тут не в прямых и косвенных цитатах, сколько в самой натуре, — трудно сыскать более киногеничную среду, чем приморский южный городок, особенно итальянский. Отечественному зрителю не раз тут почудится «Человек-амфибия», а также пионерские приключения Петрова и Васечкина, разве что вместо эдельвейса здесь скутер Vespa, наподобие того, что седлала Одри Хепберн в вышеупомянутых «Римских каникулах». Как и всякая заветная цель, практическое применение у нее минимальное, но чего не сделаешь ради прекрасного.

«Лука». Реж. Энрико Касароса. 2021
Сердца пламенный мотор — «Душа» студии Pixar Сердца пламенный мотор — «Душа» студии Pixar

Pixar в очередной раз делает не столько анимацию, сколько концентрированное в каждом пикселе кино, во время просмотра которого ни на минуту не возникает мысли, что смотришь дорогостоящий студийный проект, согласованный на каждом этапе в многочисленных департаментах. Нет, это очень живое, легкое, чуть ли не импровизационное по манере кино, по ощущениям напоминающее ненавязчивый европейский арт-мейнстрим. Из тех фильмов, что не щеголяют золотыми ветками и серебряными медведями, а между делом идут в малых залах мультиплексов. Которые не взбираются на первые места списков «лучших их лучших», но занимают маленькое, укромное и теплое местечко в сердце.

С главным героем вместе учишься ходить по суше, ступаешь босиком на песок, катишься кубарем с горки, пытаешься удержать равновесие на велике

«Лука» вряд ли войдет в топы фильмов студии даже за последние годы. Он не столь глубок как «Душа», не столь задушевен как «Вперед», даже четвертая «История игрушек» и вторая «Суперсемейка» были ярче и амбициознее (хотя бы в вопросах кинематографической формы). В «Луке», впервые за долгое время и вопреки принципам студии, отказывающейся во всех сценариях на деление «плохих» и «хороших», появляется прямолинейный и лишенный намека на глубину антагонист. Комичный, нелепый, по-своему умильный, но плоский даже для (якобы) детского мультфильма. В как всегда тщательно выглаженной драматургии при желании можно отыскать огрехи, но цепляет «Лука» чем-то иным.

«Лука». Реж. Энрико Касароса. 2021

Это очень тактильное кино. Здесь все про тело, ощущение себя в пространстве. С главным героем вместе учишься ходить по суше, ступаешь босиком на песок, катишься кубарем с горки, пытаешься удержать равновесие на велике (и в очередной раз жалеешь, что так и не смог к 25 годам научиться на нем кататься), ныряешь в воду, попадаешь под ливень, и так до бесконечности. Дело не только в невероятных технических возможностях современной трехмерной анимации и титанической работе тысяч преданных своему делу людей. Одна из главных сюжетных коллизий связана с опасностью промокнуть. Вся драматургия «Луки» строится не столько вокруг эмоциональных потрясений, поступков и личных открытий (хотя и это все тут есть), сколько вокруг разного рода сугубо физических действий, чувств, реакций.

Ценнее всего тут передача ощущений — оживления от внезапно начавшегося знакомства, продолжающегося общения и радости узнавания прежде незнакомого тебе человека, незаметно летящих в болтовне часов и необременительных делах, грусти расставания и прочих вещей, совершенно обыденных в детстве и исключительных в дальнейшем. Когда вы в последний раз с кем-то знакомились на трезвую голову и начинали общение с фразы «давай дружить»? То-то же.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: