Маленькая революция
![](/img/blog/2013.02/longhappylife_05.jpg)
Долгая счастливая жизнь. Реж. Борис Хлебников, 2013
Сценарий «Долгой счастливой жизни» (изначально — «Конецдворье») был населен фантастическим количеством персонажей разных сословий и социальных групп: крестьянство, чиновничество, люмпен, малый бизнес, сельская администрация, прикормленное властью ворье; зажиточные, середняки, живущие на пособие по безработице; старики, дети, подростки, мужики. Одним словом — народ, который то чепчики в воздух бросает, то безмолвствует. Представить себе Хлебникова лицом к лицу с огромной массовкой, где у каждого своя оригинальная физиономия, своя реплика, вплетенная в сложносочиненный хор голосов, — было и приятно, и страшно. Кто, как не Хлебников, мог бы рассказать нам про каждого максимально реалистично. И в то же время вспоминалось его прямодушное заявление на одном из круглых столов «Сеанса»: «С массовкой я работать боюсь». В итоге литературная основа сжалась до «короткого, печального фильма» (Variety), сюжетные линии сократились.
![](/img/blog/2013.02/longhappylife_02.jpg)
Долгая счастливая жизнь. Реж. Борис Хлебников, 2013
В истории о «хорошем человеке, который стал преступником» Родионов показывал, как добродушие Александра Сергеевича методично разбивалось о маятник человеческих колебаний: от первого энтузиазма — до виноватого уныния, от крепких мужских рукопожатий — к предательству. Столкнувшись с человеком во всем его непреднамеренном скотстве и зрелом цинизме, хороший парень просто зверел на глазах. Так в «Догвилле» золотоволосая девочка превращалась в благоволительницу с револьвером. Такой фильм должен был бы длиться два часа с половиной. Это была бы тяжелая психологическая драма— повод к серьезному разговору не столько о российском социуме, сколько о человеке как таковом. Для того, чтобы перенести эту кинопрозу Родионова на экран, в режиссерском кресле Хлебникова должно было случиться как минимум землетрясение. Его не произошло. Зато произошло что-то не менее важное: маленький путч, несколько дней перелома, положивших начало новому этапу фильмографии Хлебникова.
![](/img/blog/2013.02/longhappylife_03.jpg)
Долгая счастливая жизнь. Реж. Борис Хлебников, 2013
«Долгая счастливая жизнь» — это первый фильм, из которого становится понятно, что у человеколюбивого и мягкого Хлебникова может быть железная хватка. Неслучайно он позвал оператором Костомарова, весь последний год снимавшего вместе с Расторгуевым «Срок». Впрочем, говорить о переходе Хлебникова из «новых тихих» в «новых жестких», из травоядных — в хищники — было бы опрометчиво. «Долгая счастливая жизнь» тем и хороша, что Хлебников остается верен себе. И хорошо удававшиеся ему раньше комические вещи ставит на службу совершенно новому для него скупому, даже суховатому, драматизму. Так, Александр Сергеевич заглядывает в декольте секретарши вместо того, чтобы сосредоточиться на бумагах, которые будут стоить жизни трех человек. Прекрасна реплика Ани «А я сегодня еще ликвидирую КФХ «Октябрьское»: флирт сливается с реальной социальной угрозой. Впервые привычная для Хлебникова мизансцена провала коммуникации (Аня бросает Александру Сергеевичу «Значит, суд!») соединяет бытовой комизм и нешуточное драматическое напряжение. По-хлебниковски трогательно слоняется с отцовским ружьем «дозорный», но и тут в лирическую ткань повествования вклинивается тревожное: «А парень-то крови хочет». Подмастерье, все время отправляющего какой-то барышне sms, играет Глеб Пускепалис — мальчик из «Коктебеля». Он одним из последних бросает Александра Сергеевича, и тут становится понятно, что хрупкой, но все же идиллии старых хлебниковских картин пришел конец
![](/img/blog/2013.02/longhappylife_04.jpg)
Долгая счастливая жизнь. Реж. Борис Хлебников, 2013
Фильм Хлебников начинает с места в карьер — с эмоционального объяснения в кабинете «Единой России». После непродолжительного сопротивления чиновникам, уговаривающим молодого предпринимателя отказаться от прав на землю, Александр Сергеевич сдается и с облегчением выходит на крыльцо. Следом за ним выходит девушка — делопроизводитель в этой администрации. Они скрепляют поцелуем закрытие убыточного КФХ и победу режима. Хлебников наотмашь режет титр: «Долгая счастливая жизнь». Мы-то знаем, что будет в этой счастливой жизни — переезд в столицу, пятидневка в офисе, кредиты, ипотека. «Жизнь закрутится», — как говорит девушка эпизодом позже.
![](/img/blog/2013.02/longhappylife_07.jpg)
Долгая счастливая жизнь. Реж. Борис Хлебников, 2013
Ритм первой половины фильма безупречен: Хлебников недрогнувшей рукой ведет своего идеалиста к кризису среднего возраста. От неловкого отката — к эйфории несанкционированного протеста, от неудачного, по-детски сбивчивого объяснения с чиновниками («У нас это… прямо маленькая революция») — к первым сомнениям в правильности своего решения, от тихой истерики — к агрессивной апатии. Персонаж Евгения Сытого — обычно положительный, хоть и не способный к действию тюфяк — оборачивается своей неприятной стороной. Хлебников всегда показывает Сытого с симпатией. Здесь от нее ничего не осталось. Даже разложенная на столе снедь, над которой Сытый с женой решают по-тихому слиться из КФХ, остается нетронутой. Распрощавшись с трактором и опознав в своем друге-бизнесмене претендующего на землю врага, Александр Сергеевич возвращается на ферму ждать административной проверки. И тут логика фильма дает сбой.
![](/img/blog/2013.02/longhappylife_06.jpg)
Долгая счастливая жизнь. Реж. Борис Хлебников, 2013
Вместо того, чтобы сдаться и подписать бумаги, Александр бросается с кулаками на чиновников, которые ничего ему не сделали, кроме того, что весь фильм довольно ласково твердили: «Это всеобщий процесс, тут виноватых нет». Почему Александр Сергеевич поднимает руку на возившуюся с ним власть? По старой русской привычке, что начальник всегда не прав? Действовал в состоянии аффекта? Вот что по этому поводу справедливо пишет Hollywood Reporter: «Поспешность, с которой работники покидают Сашу, а также последовавший за этим психологический срыв, превративший героя из принципиального предпринимателя в буйнопомешанного маньяка, выглядят неубедительно. Смертельное кровопролитие в качестве развязки кажется несколько надуманным, в этой вестернизированной мелодраме ничто не предвещает взрыва».
![](/img/blog/2013.02/longhappylife_00.jpg)
Долгая счастливая жизнь. Реж. Борис Хлебников, 2013
Критика финала не случайна. Оставшийся от вестерна «Ровно в полдень» сюжет мести из героического превращается в гротескный. Неповоротливых, мучающихся одышкой чиновников — в сущности немолодых людей, бегающих за молодым парнем по сараям, почти жалко; за него же, плюющего взрослому дяде в галстук, по меньшей мере стыдно. Не успокоившись на одном трупе, Александр Сергеевич убивает мента, взятого чиновниками для порядка. (Брошенная до этого Сашей в сторону уезжающего по лесной дороге милицейского уазика реплика «козлы» хотя и жизненно понятна, но в этом контексте звучит зловеще глупо.) Под конец достается последнему из тройки — лысому мужику из администрации, который, похоже, симпатизировал Александру Сергеевичу (иначе зачем ему поднимать жопу, чтобы бежать за ним на крыльцо). Нелепая финальная истерика убивает положительный смысл всех усилий Александра Сергеевича в зародыше. Кабинет сельской администрации предстает в фильме скорее оплотом здравого смысла, чем прихожей ада. Быть может, в другой социально-политической ситуации фильм не выглядел бы так двусмысленно. Но когда время требует максимально точных высказываний, любая недомолвка будет раздута критиками до тенденции. И в этой связи закольцовывающий фильм статичный пейзажный план, иллюстрирующий мысль о постоянстве природного цикла, можно с легкой руки приравнять к констатации непоколебимости режима.
![](/img/blog/2013.02/longhappylife_01.jpg)
Долгая счастливая жизнь. Реж. Борис Хлебников, 2013
Впрочем, противоречивое содержание картины, кажется, объясняется одним симпатичным фактом. Сам Хлебников понимает, что Александру Сергеевичу не остается ничего иного, как подписать документы о ликвидации и признать поражение, но он не может этого стерпеть. Ну не может он отказать себе в удовольствии выстрелить в эти сытые бюрократические морды! Но не этот стихийный выброс адреналина — главное событие фильма. За хромающей фабулой мерцает гораздо более серьезный сюжет — маленькой революции самого Хлебникова, который превращается в другого режиссера.
Читайте также
-
Безнадежное путешествие — «Фуриоса» Джорджа Миллера
-
Пусть мама услышит — «Темные воды» Хидео Накаты
-
Улицы разбитых — «Только течет река» Вэй Шуцзюня
-
Меньше нуля — «Клуб Зеро» Джессики Хаузнер
-
Сирены свет, дай мне ответ — «Асфальтовые джунгли» Жан-Стефана Совера
-
Теннис втроем — «Претенденты» Луки Гуаданьино