Эссе

Лето в один день


«А тем временем кино для взрослых засасывает ребят и развращает их, и в газетах регулярно попадаются тяжелые сообщения, приводящие конкретные примеры деморализующего влияния кино на детей. Вот еще недавно в одной из провинциальных газет было сообщено, что ребята под влиянием фильмы „Корсар Пьетро“ организовали шайку „корсаровцев“, попавшую на скамью подсудимых за грабежи». Так в 1931 году писала Ю. Менжинская в статье «Одна из задач кино для детей». На исходе первой пятилетки задачей стало не только создание новой литературы для детей, но и создание нового кинематографа1 . В литературе с подозрением смотрели на Жюль Верна, Майн Рида, Киплинга, Стивенсона, «отечественных Чарских, Авенариусов и Ко»2 . Да что говорить, доставалось самому Чуковскому с его «Крокодилом». В 1928 году появилась разгромная статья Крупской о «Крокодиле». Чуковский потом оправдывался: «Н. К. Крупская упрекает крокодила за то, что он мещанин. Но почему нужно, чтобы он был пролетарием?».

Говорилось о том, что необходимо создать специальный кинематограф для детей. Такие фильмы, как «Ванька и мститель» (1928), «Конница скачет» (1929), «Красные дьяволята» (1923) пользовались успехом у аудитории. Но в них недоставало назидательности. «Даже не ребенок, а собака побеждает белых», − возмущалась Менжинская по поводу фильма «Ванька и мститель». Следовало создать картину, которая соединяла бы в себе занимательность и дидактику. Для взрослых это будут приключенческие картины Владимира Шнейдерова, герои которого с неутомимым упорством защищают границы от внешних врагов («Джульбарс», «Ущелье Аламасов» и др.). Подобная же тенденция возникнет и в детском кинематографе.

В 1934 году выходит фильм «Полесские робинзоны» (И. Бахар, П. Молчанов) по одноименной повести белорусского писателя Янки Мавра. Среди живописных просторов Полесья разворачивается история двух мальчишек, которые решили совершить небольшую лодочную прогулку и, потеряв лодку, застряли в лесу на две недели. Эти две недели для наших героев становятся, как в песне, маленькой жизнью. Они добывают себе пищу, разводят огонь, устраиваются на ночлег: «Считаю, мы за этот час прошли путь, какой первобытный человек проходил за годы, столетия…» Герои Янки Мавра, Мирон и Виктор, — вовсе не несмышленые дети. Они учатся в техникуме, мечтают о дальних странах, и даже курят. «Спичек у тебя нет, — упрекнул Мирон. — Единственный случай выпал в истории человечества, когда курильщик мог оказаться полезным для общества, — и то неудача».

Только таким мальчишкам под силу справиться с настоящими диверсантами, которые встречаются им в лесу. «Чего там жалеть советское семя! — блеснул глазами черный. — Ничего, кроме пользы, не будет, если погибнут два большевистских выкормыша!» . Мальчишки быстро догадались, кто перед ними: «Значит, наши „спасители“ не только контрабандисты, но и диверсанты. Недаром граница отсюда всего лишь километрах в тридцати».

Фильм же, снятый в 1934 г Иосифом Бахаром и Павлом Молчановым, сохранился не полностью, осталось только три части. Полное название гласит: «Полесские робинзоны, или Виктор и Мирон на необитаемом острове. Их жизнь среди муравьев, лягушек и жуков. Борьба с ежом, ужом и медведем и много других удивительных приключений». Неслучайно упоминание ужа, ежа и медведя. Мальчишки существуют здесь в масштабах не человеческих — природных. «Интересно быть маленьким с вершок и гулять по траве, как по лесу». Подобно Алисе, отведавшей из волшебной бутылочки, мальчишки, заснув, уменьшаются в размерах. Одетые в простые штаны и белые рубашки, они даже не особенно напоминают советских школьников, скорее, каких-то толстовских мальчиков, отправившихся на поиски зеленой палочки.

Природа не испорчена цивилизацией. Камера оператора любовно рассматривает паутинку, гусеницу на дереве или цветок в траве. Мальчишка, удирающий от ежа, вызывает в памяти другого кинематографического путешественника — Петю Константинова из фильма «Новый Гулливер» Александра Птушко, только там, напротив, пионер становился великаном в стране лилипутов. Герои «Полесских робинзонов» добывают мед, спасаются от медведя и решают простые вопросы: «Чья пятка без каблука? Кто еду унес? Отчего деревья сами спиливаются?» Задачи здесь скорее природоведческие, нежели социалистические.

А никаких диверсантов они так и не встретили. Та часть фильма не сохранилась. И это тот случай, когда история все смонтировала наилучшим образом.

 

Примечания:

1 Менжинская Ю. Одна из задач кино для детей // Пролетарское кино. 1931. №2-3. С. 64-69.
Назад к тексту

2 Б. Перес. Детское кино и пролетарские писатели // Пролетарское кино. 1931. №2-3. С. 69-72. Назад к тексту


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: