Фестивали

Канны-2014: Долан/Годар


Мамочка. Реж. Ксавье Долан. 2014

Долан, как известно, пришел в этот мир для того, чтобы удивлять. Каждый из четырех его предыдущих фильмов был огромным шагом вперед, и иные наблюдали за ним со страхом: как может эволюция режиссера, которому не исполнилось и 25-ти, быть столь стремительной?

«Мамочка», у которой будет больше зрителей, чем у прошлых фильмов, очевидно является шагом назад: это снова, как и в дебюте, история невозможной любви между матерью и сыном. И на этот раз они оба одинаково невыносимы. Если «Лоранс» был утопией, частной утопией человека, который считал, что перемена пола станет переменой участи, то «Мамочка» — антиутопия, и действие ее происходит в воображаемой Канаде второй половины десятых годов, после вступления в силу закона об облегченной процедуре помещения трудных подростков в психиатрические клиники. Угроза госпитализации весь фильм висит над юным кривлякой-социопатом, исключенным из школы-интерната за поджог.

Расстроивший самоповтором Долан, тем не менее, продолжает изумлять в мелочах; его знаменитая наглость до сих пор с ним. «А почему бы нет?» — его режиссерское кредо. Почему бы не снять антиутопию, отодвинув время действия на пару лет от настоящего? Почему бы не сделать экран вертикальным, как будто смотришь в айфон на картинки, пропущенные через самые лучшие фильтры? Наверняка, кто-нибудь уже проболтался, но все равно не хочется рассказывать о том, что именно происходит с этим вертикальным экраном по ходу пьесы. Нечто похожее, но свое, делает в том же каннском конкурсе Годар, у которого трехмерное изображение намеренно сбоит и режет глаз, заставляя зрителя болтать головой в беспокойстве. Так, самый старый и самый молодой конкурсанты остроумно и с легкостью раздвигают наши представления о том, что такое кинематограф.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: