Рецензии

Вертикали боли — новый «Восставший из ада»

Времена сейчас во всех смыслах адские, но причина ли это пропустить амбициозный перезапуск «Восставшего из ада», предпринятый режиссером «Ритуала» и «Дома на другой стороне» Дэвидом Брукнером. Получилось ли привнести что-то новое в инфернальный мир, придуманный Клайвом Баркером, рассказывает Роман Волынский.

Впервые шкатулка-головоломка, призывающая смертельную нечисть, появилась на экранах в 1987 году. Тогда британский писатель Клайв Баркер дебютировал в полнометражном кино с «Восставшим из ада», перенеся на экран собственную одноименную новеллу. Нишевый ужастик восхитил зрителей мультиплексов физиологичностью, сверхжестокостью и монструозным фетишизмом. Ноги данной трансгрессивной эстетики растут из video nasty, так называемых «видеомерзостей» — малобюджетных эксплуатационных хорроров начала 1980-х. Эти фильмы выходили тогда в Британии на видеокассетах, найдя легальную лазейку обхода прокатных удостоверений, чем сильно раздражали местных моралистов.

«Восставший из ада». Реж. Дэвид Брукнер. 2022

Тогда же в американских кинотеатрах ручьями лилась кровь, а Дэвид Кроненберг в Канаде закладывал фундамент боди-хоррора. Авторский и независимый проект Баркера вышел вовремя и разросся до бесконечной франшизы. В накладе не остались и производители разного рода мерча: главные чудища франшизы — сенобиты — стали игрушками и костюмами на Хэллоуин.

Граница между болью и удовольствием всегда размыта, это мы уже слышали в фильме тридцатипятилетней давности

В центре внимания нового «Восставшего из ада» современная молодежь, достаточно взрослая, чтобы обойтись без родителей в кадре. Кудрявая наркоманка в завязке Райли (Одесса Адлон) к разочарованию старшего брата Мэтта (Брэндон Флинн) тусуется с плохишом Тревором (Дрю Старки). Тот ходит в майке, безостановочно пьет пиво и ищет способы необременительного заработка. Короче, тип, с которым лучше не путаться после реабилитации. Мэтт подначивает Райли на ограбление пустого склада, которым владеет местный богач. Провернув дело, они удивленно обнаруживают в сейфе не золотые горы, а запылившуюся коробку-головоломку.

«Восставший из ада». Реж. Дэвид Брукнер. 2022

Райли оторвана от семьи и травмирована наркотиками. Для Брукнера этот психологический штрих принципиален, душевные раны персонажей — центральный мотив в его работах. В «Ритуале» чувство вины героя Рейфа Сполла задавало концептуальную рамку, а в «Доме на другой стороне» двигателем сюжета выступает депрессивное расстройство героини Ребекки Холл. Однако в «Восставшем из ада» Брукнер не развивает психологическую проблематику дальше вымученной констатации, будто бы подтверждая расхожее мнение, что теперь без травмированного героя кино не снимают.

В контексте современных арт-хорроров «Восставший из ада» сделан топорно и… неумно

Фильм собран из разнородных эстетических и контекстуальных пластов. С одной стороны, ощущается стилистическая верность оригиналу (фансервис для ценителей), с другой, он будет структурно понятен и широкой аудитории. В то же время Брукнеру удается протащить в картину свои собственные стратегии арт-хоррора, отчего страдает сюжетная динамика. Сперва конфликт буксует на почве семейных споров: Мэтт проявляет заботу о сестре, хотя Райли видит в этом не любовь, а удобное прикрытия для контроля. Казалось бы, вполне рабочая драматургическая конструкция, но она так толком и не запускается. Вскоре мы уже идем по проторенной детективной дорожке молодежных слэшеров. Герои ищут товарища и находят полузаброшенный особняк с ловушками за каждым углом.

«Восставший из ада». Реж. Дэвид Брукнер. 2022
Впрочем, когда подобные перезапуски получались безусловно удачными?

Там же Райли встретит бывшего владельца шкатулки, миллиардера Войта (Горан Вишнич). Его образ списан с Фрэнка (Шон Чэпман) — персонажа оригинального фильма, тоже заядлого гедониста, искавшего предельных наслаждений, но ставшего жертвой сенобитов. Граница между болью и удовольствием всегда размыта, это мы уже слышали в фильме тридцатипятилетней давности. Брукнер к ей ничего не добавляет — его интересует только формальная сторона.

Но он эффектно работает с передачей телесных ощущений. Операторы этого ужаса — сенобиты, внеземные существа, получающие граничащее с сексуальным удовольствие от чужих (и, кажется, своих тоже) боли и страданий. Их коронный номер — захват жертвы в железные цепи. Острые крюки впиваются в кожу и разрывают человека на лоскуты. Казалось бы, что может быть неприятней? Но Брукнер берет новые вершины, — к примеру, подбирает ракурс изнутри гортани и показывает, как длинная булавка пронзает внутренности. Хоть это и компьютерная графика, легче не становится.

«Восставший из ада». Реж. Дэвид Брукнер. 2022

Съемочная команда обновила дизайн сенобитов. С них сняли латексные костюмы из сексшопа. Теперь одеждой стала изуродованная кожа и мышечные ткани. А главного монстра — Пинхеда, роль которого в предыдущих картинах играл Даг Брэдли — ныне исполняет трансгендерная актриса Джейми Клейтон. Как и в новелле-первоисточнике, Пинхед теперь андрогин. Неопределенность, как известно, пугает.

В цифровую эпоху обывателя не удивишь кромсанием тел. Так зачем тогда это смотреть?

В контексте современных арт-хорроров «Восставший из ада» сделан топорно и… неумно. В картине 1987-го сенобиты появлялись под конец, как финальная визуализация краха ценностей внешне порядочных жителей субурбии. У Баркера пугает не нежить, а человеческая природа — ее вожделение, нетерпение, жадность и сладострастие. Брукнер не добавляет к этому ничего нового. Более того, он упрощает повествование, делая ставку на эффектный дизайн, сцены убийств и телесных деформаций. Не сказать даже, что все это действительно страшно. Как хоррор новый «Восставший из ада» работает слабо. Впрочем, когда подобные перезапуски получались безусловно удачными?

«Восставший из ада». Реж. Дэвид Брукнер. 2022

Насилие сейчас повсюду, и не только в кино. В цифровую эпоху обывателя не удивишь кромсанием тел. Так зачем тогда это смотреть? Сошлемся на то, что в подобных хоррорах насилие подчиняется определенной логике, легко понятной системе: либо ты следуешь очерченному жанром маршруту, либо ждешь кару небесную. Но жизнь лишний раз убеждает, что никакие правила нигде не работают. Кажется, и фильмам ужасов нужно определенное обновление, как однажды случилось с викторианским детективом, после Первой мировой мутировавшем в куда более созвучные эпохе «крутые детективы». Что же будет резонировать с текущими временами, известно разве что сенобитам.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: