Рецензии

«Горько! 2»: Еще один год

«Горько! 2». Реж. Жора Крыжовников. 2014

Со свадьбы Ромы и Наташи прошел ровно год. Папа Наташи, Борис Иваныч, в прошлом универсальный устранитель проблем, теперь является их источником; мама Ромы, Любовь Григорьевна преступно редко радует своим особенным смехом; Хипарь размяк, разговаривает он теперь больше, чем дерется; алкоголизм дяди Толи приобрел опасные шизофренические черты; Ксюха обидно уменьшилась в размерах.

«В тот раз как-то повеселее было», — резюмирует Сергей Светлаков.

Мало кто сомневался, что покадрово повторить прошлый успех, создателям «Горько! 2» не удастся. Не сомневались в этом, кажется, и сами создатели. Но продолжение сверх-успешной комедии дело всегда неотвратимое, поэтому снимать начали почти сразу, не откладывая на потом. Те же актеры, тот же Геленджик, плюс шутки про Крым на скорую руку. В качестве свежего решения — замена двух свадеб, центральных событий первого фильма, на одни ненастоящие похороны. Хоронят здесь Бориса Иваныча, задолжавшего каким-то темным людям большую сумму денег.

«Горько!»: Особенности национальной меланхолии «Горько!»: Особенности национальной меланхолии

Первое «Горько!» не было фильмом в классическом понимании этого слова, но было ироничным подглядыванием за реальностью

Похороны тоже пытаются двоиться, на «мы вообще-то хотели тихо, по-семейному» и «нужно же по-людски попрощаться». Но разделить их также наглядно, как в первом фильме свадьбы — на модную и народную — не получается. Вероятно, потому что похороны в обоих случаях — фарс. Согласитесь, нет тела, нет и дела.

С появлением многоходового авантюрного сюжета естественным образом отпадает и элемент мокьюментари в виде брата Ромы, оператора-любителя. В новом фильме его присутствие заявляется, но чем больше событий наматывается на сюжетное колесо, тем меньше это формальное присутствие кого-либо волнует.

«Горько! 2». Реж. Жора Крыжовников. 2014

«Ну, а ты, Бекмамбетов, купи себе штатив!» — шутит Борис Иваныч в адрес оператора в самом начале фильма, и тут же о нем забывает. Почему — понятно: Борису Иванычу как трупу не до этого. Оператор вроде как закрепляет камеру на стенку гроба, но, с какой такой удобной точки ведется съемка остального фильма и как в его середине образовался клип на песню Григория Лепса «Рюмка водки на столе», это совершенно не объясняет.

Дело, конечно, не в объяснениях и не в точке съемки, а в самом ракурсе. Первое «Горько!» не было фильмом в классическом понимании этого слова, но было ироничным подглядыванием за реальностью, поэтому очень быстро превращало любого скептика в невольного соучастника, которому к своему стыду действительно понравилось пересматривать видео со вчерашней свадьбы. Потому что свадьба была веселая, и люди на ней были хорошие. Чтобы снять ее, не нужно ничегодополнительно выдумывать, все уже придумало себя само: и выкуп невесты из замка дракона, и метание свадебных голубей, и танцы на столах в полуодетом состоянии.

В своем первом фильме Крыжовников сумел подсмотреть не только события, но и героев, каждый из которых уникален и типичен, то есть несет в себе общеизвестные, но по-прежнему редко и плохо проговариваемые смыслы. Вот Ксюха, девушка Хиппаря, воплощенная бессловесная фертильность, несколько минут гипнотизирующе удаляется из кадра, покачивая бедрами и грызя семечки. Вот сам Хиппарь, нелепая брутальность, брутальная нелепость, не обнаруживая в себе никаких признаков адекватности, кидается на ди-джея, отказавшегося ставить песню «Одиночество сволочь». Вот собственно происходит совместный танец, в котором — всё.

«Горько! 2». Реж. Жора Крыжовников. 2014
«Горько! 2» — набор актерских скетчей, шуток и ситуаций, смешных и не самых смешных, киноцитат

В новом «Горько! 2» к двойному фальшивому прощанию с живым Борисом Иванычем присоединяется история с подозрительным другом семьи Витькой Караваем, настойчиво пытающимся возместить семье утрату, то тут, то там всплывает загадочная красная сумка, продажа дома, бандиты, почти индийская история с отцовством и множество других сюжетных деталей, к которым приходится возвращаться через весь фильм. Герои пытаются во всем этом многообразии органично существовать, но не могут объяснить ни себе, ни зрителям, почему, например, весь день тащат гроб с телом Бориса Иваныча по безлюдному побережью или почему на похоронах все в пьяном угаре танцуют Gangnam style.

«Горько! 2» — набор актерских скетчей, шуток и ситуаций, смешных и не самых смешных, киноцитат, которые располагают, но едва ли помогают собрать расползающийся на глазах фильм. В отличие от первой части, это комедия имеет мало отношения к реальности, над которой шутит. Потому что, во-первых, так не бывает. Во-вторых, если так бывает, то вот тогда это уже действительно не смешно.

«Горько! 2». Реж. Жора Крыжовников. 2014

Тут и обнаруживается дополнительный смысл второй части «Горько!», в условиях общей художественной несостоятельности, претендующий стать основным.

Жора Крыжовников — Ойленшпигель Жора Крыжовников — Ойленшпигель

Борис Иваныч, уложенный в гроб, пытается воззвать к совести родственников: «Я бы сам вас всех понес, вот только нельзя мне». «Ну, родненькие, соберемся, ну, взяли!». Своя ноша не тянет, убеждает покойник. Еще как тянет, отвечают разозленные родственники. Чем настойчивее в фильме поднимается тема своих и чужих, родства и предательства, ответственности и безответственности, тем глубже герои погружаются в пучину алкогольного карнавала. Чем глубже они туда погружаются, тем меньше симпатии вызывают.

Здесь невольный соучастник окончательно перевоплощается в скептика: да, похороны были веселые, но вот люди на них — так себе.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: