История
Эссе

Глаза шестидесятых

СЕАНС  - 7 СЕАНС – 7

Издавна красота обитала в гармонии, в спокойном равновесии частей. Число абсолюта ноль, поэтому соразмерность не знает собственной величины, а идеал — не уживается с индивидуальностью. Канон прекрасного лица — это как будто и не лицо вовсе, а магия пропорций, порядок целого — отсюда поднималась над временем ледяная маска Греты Гарбо; маска, доводящая до безумия своим недоступным совершенством.

Лица шестидесятых «вспоминают» о выражении, даже оставаясь неподвижными.

Канон изжил себя к началу шестидесятых. Мэрилин Монро можно было только выдумать. Изнемогая от собственной чрезмерности, Мэрлин просилась обратно — на журнальную обложку, в комикс, на рекламный плакат. Время сжалилось над заплутавшей пин-ап герл — девушкой с открытки. Лишь ценою смерти вернулась она в породивший ее мир глянцевой фотографии, где статика и двумерность худо-бедно примиряют с мыслью о том, что эта фантастическая плоть когда-то существовала въяве.

Мэрилин Монро

Похоронив М. М., шестидесятые так и не догадались, что вместе с почти карикатурной секс-богиней их навсегда покинул Абсолют. Ему на смену шел слом, сдвиг, акцент. Даже самые совершенные лица шестидесятых не самодостаточны, они рождены прихотливой игрой внешности и того, что этой внешности предшествует, окружает ее и ожидает. Пространство, стихия, судьба… Ветер, растрепавший прическу Бабетты, или слеза, блестящая в близоруком взгляде Моники Витти, или неожиданно жесткий прищур Кардинале. В этих лицах есть секрет, шифр, сюжет сквозного действия, они оживают под взглядом, они невозможны без отражения — но не в бесстрастном зеркале вечности, а в чужих глазах, чужих лицах, в страсти, желании, презрении, мимике, поступке или преддверии поступка. Смеющаяся Гарбо почти ужасна, как может быть ужасен смеющийся мрамор. Лица шестидесятых «вспоминают» о выражении, даже оставаясь неподвижными.

Кинодивы прошлого передвигались главным образом на поездах.

Глаза на этих лицах не просто отказываются смотреть внутрь и не просто обращены вовне — они стремятся прочь с лица. Вошедшая в моду линия превращает глаза в нечто летучее, изогнутое, живое. В стрелы или в черных бабочек «Проведите тонкую черту от внутреннего угла века к внешнему краю, слегка расширяя лилию. Ваши глаза неожидано улыбнутся и все лицо засияет», — учил модный журнал «Вог». Романтически настроенный Запад в который раз обращался к Востоку, на чьем пестром ковре женщина выглядит природой, негой, экзотическим цветком. Текучие глаза шести десятых оттуда — из волшебных ночей Шехерезады, из ориентальной поэзии и запутанных сказок. Шестидесятые отправляли своих красавиц и в путешествия по времени. Макияж тейлоровской Клеопатры или героинь польского «Фараона» выглядит так, будто древние египтянки гримировались по рецептам «L’art et la mode». В доисторическом «Миллионе лет до нашей эры» Ракел Уэлч больше похожа на манекенщицу из Сохо, чем на жительницу каменного века.

«Миллион лет до нашей эры». Реж. Дон Чэффи. 1966

Плавный рисунок глаз венчает общий контур времени. В почете физиогномика с погрешностью против классической нормы — от эффектных ошибок в лицах суперзвезд до очаровательных помарок во внешности звездочек. Неровные зубы и спутанная челка Б.Б., громадный рот Софи Лорен, почти сократовский лоб Жанны Моро. Их черты раздражали бы в интерьерах, но шестидесятые выводят своих героинь на улицы, сажают на самолеты и яхты, в приземистые, словно облизанные встречным воздухом, автомобили. Кинодивы прошлого передвигались главным образом на поездах; случись им оказаться на корабельной палубе — и море отступало назад, на второй план, пряталось в рирпроекции, боясь смутить своим дыханием скульптурные складки одежды и волосок к волоску уложенные прически. Не потому ли шестидесятые, по существу, отказались от амплуа вамп, что роковая красота требует застывшего, безвоздушного пространства, где сама близость только удаляет от образа, сотворенного из соблазна и мечты. Шестидесятые соблазнялись другим — движением, жизнью, танцем, естественной страстью и секретом живого чувства.

Катрин Денёв
В гонке со временем побеждает вечность.

Отбросив наследие «большого стиля», советские шестидесятые занялись лепкой неклассических лиц. Высокие скулы Татьяны Самойловой, взлетающие к вискам глаза сестер Вертинских, обиженный взгляд Лавровой. Кустинская, Величко, Володина… Лучшие свои роли эти звезды оставили в подарившем им облике времени — рубеж десятилетия перешагнули немногие. Семидесятые позабудут резкий, графичный абрис Марианны Вертинской и всмотрятся в плавные линии лица Анастасии. При их фамильном сходстве вне времени окажется гармоничный канон.

Марианна Вертинская

В семидесятые станет ясно, что у Анны Карениной не может быть лица Самойловой… Кто-то перейдет на возрастные роли, кто-то просто исчезнет…

Вместе с ними постареют и уйдут шестидесятые — запоздалое детство столетия. В гонке со временем побеждает вечность — и до и после в кино и в жизни были и будут лица совершеннее, красивее, значительнее. Но живее уже не будет.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: