Сестра — тоже человек — «Гадкая сестра» Эмили Блихфельдт
В прокат выходит «Гадкая сестра» — курьезное прочтение «Золушки»; на этот раз —глазами сводной сестры-«дурнушки». Этот мечтательный боди-хоррор появится на больших экранах 5 июня, но прочитать о нем можно и сейчас. О сказке, зрителе-мачехе и ничего не сделавшей, но все равно раздражительной Золушке пишет Глеб Колондо.
Желание повнимательнее вглядеться в отрицательного героя, отыскав в нем что-то человеческое — это нормально. А если и нет, то все равно хочется.
Примеров тому уйма: от «Иуды Искариота» Леонида Андреева до «Злой» Джона Чу. Пусть говорят с Андреем Малаховым: «Как можно оправдывать негодяя?» Да мы же не оправдываем (наверное). Просто величайший предатель и зеленолицая ведьма – тоже люди. Гадкие, но все-таки люди.
К слову, если бы Том Стоппард фанател не по Шекспиру, а по сказкам Шарля Перро, он бы наверняка придумал что-нибудь похожее: «Золушка» с точки зрения одной из сестер-«дурнушек». Образ которой гораздо сложнее, чем принято считать.

Юная Эльвира — нескладная, немного нелепая, но довольно милая барышня. Она самозабвенно читает романтические стишки, мечтает о принце на белом коне, любит сладости, носит брекеты (необычный анахронизм в условно-фэнтезийной реальности, напоминающей мрачный вариант сериала «Десятое королевство»). В общем, проникнуться к героине симпатией — дело нехитрое.
Превратить стороннего наблюдателя в злобную мачеху
И даже если приведенный выше портрет вам сам по себе не близок, сердце наверняка дрогнет, когда, решив выдать дочку за принца, матушка начнет перекраивать ее с настойчивостью доктора Франкенштейна. Пункт первый — пластическая операция: хирург, недолго думая, вгоняет Эльвире в нос стамеску. Пункт второй — школа хороших манер, где шейминг шеймингом погоняет. И пункт третий — «главное то, что внутри».
С этими словами девушке предлагается проглотить ленточного червя, который будет следить за ее фигурой: пожирать все, что ест Эльвира, позволяя ей в краткие сроки похудеть до общепринятых стандартов. О неминуемых боди-хоррорных последствиях таких экспериментов, понятно дело, никто не думает.

В то же время Золушка — далекая от диснеевской правильности-приторности «бой-баба», которая хотя и носит знакомое по мультфильму нежно-голубое платье и дружит с мышатами, — не вызывает особенно расположения. Скажем так: режиссер не требует от нас к ней повышенной симпатии, поскольку та и сама прекрасно справляется, не вешая нос и не распевая сентиментальных песен.
И тут начинается главный «аттракцион»: сделав в завязке все, чтобы мы прикипели к «гадкой», трансформировав ее из условной Кати Пушкаревой в прекрасного лебедя, режиссер начинает колдовать над внутренним миром героини, превращая ее из наивного ребенка в полубезумную расчетливую девицу, бегающую за Золушкой с тесаком — отдай, зараза, хрустальную туфельку.
Истина на уровне «не забывайте чистить зубы»
Благодаря усилиям, предпринятым в первой части ленты, нам здесь целиком плевать на Золушку. Мало того — мы мечтаем, чтобы Эльвира припечатала покрепче угнетенную и, в общем-то, ничего дурного не натворившую красотку. За то, что идеальная, за то, что стала мисс Совершенством без видимых трудозатрат. За все хорошее, в общем.

Постановщице удается невероятно ловкий трюк: превратить стороннего наблюдателя в ту самую злобную мачеху, которая до того «болеет» за собственного ребенка, что готова ради ее успеха на все. Даже на стопроцентно чудовищную аморальщину.
Смотреть и развидеть — «Субстанция» Корали Фаржа
Теперь настало время приличия ради вспомнить о прошлогодней «Субстанции». Но так ли уж это нужно? Формальное «поучение» «Гадкой сестры», напоминающее, что маниакальное стремление к стандартизированной красоте ни к чему хорошему не ведет, подается Блихфельдт как истина на уровне «не забывайте чистить зубы» и «мойте руки перед едой». Раз так, то и не в этом дело.
А, как видно, в том, чтобы встряхнуть аудиторию талантливо скроенными шокирующими сценами и инверсией восприятия классического сюжета, из-за которой после просмотра может возникнуть чувство вины за характер пережитых эмоции. Или даже сомнение в собственной адекватности.

При этом, конечно, найдутся зрители, с которыми манипуляторский фокус не пройдет. Зрители, которые не растаяли от печального взгляда больших глуповатых глаз. Которые уверены, что есть поступки, неуместные в рамках формата телепередачи «Понять и простить». Которым не знакомы зависть и желание доминировать.
СЕАНС – 88
Такие зрители ничуть не озлобились бы и в том случае, если бы им пришлось всю жизнь носить на зубах скобки. Они не знают наизусть сентиментальных стишков, не проводят время в пустых эскапистских фантазиях и искренне недоумевают, как можно считать обжорство первейшим и прекраснейшим из земных удовольствий.
Что ж… Давайте по-доброму позавидуем их моральному стержню.
И мысленно погоняемся за ними с тесаком.
Читайте также
-
Откровенность как стратегия
— «Что знает Мариэль» Фредерика Хамбалека -
Постоянство участи — «Белый пароход» Инги Шепелевой
-
Квадраты и насекомые — «Зона интересов» Джонатана Глейзера
-
Чертовы нейросети, инфернальные эти — «Черное зеркало»
-
Вызывайте «Кракена»
-
Кафкианский пленник — «Мистер К.» Таллулы Хазекамп Шваб