Рецензии

Сестра — тоже человек — «Гадкая сестра» Эмили Блихфельдт

В прокат выходит «Гадкая сестра» — курьезное прочтение «Золушки»; на этот раз —глазами сводной сестры-«дурнушки». Этот мечтательный боди-хоррор появится на больших экранах 5 июня, но прочитать о нем можно и сейчас. О сказке, зрителе-мачехе и ничего не сделавшей, но все равно раздражительной Золушке пишет Глеб Колондо.

Желание повнимательнее вглядеться в отрицательного героя, отыскав в нем что-то человеческое — это нормально. А если и нет, то все равно хочется.

Примеров тому уйма: от «Иуды Искариота» Леонида Андреева до «Злой» Джона Чу. Пусть говорят с Андреем Малаховым: «Как можно оправдывать негодяя?» Да мы же не оправдываем (наверное). Просто величайший предатель и зеленолицая ведьма – тоже люди. Гадкие, но все-таки люди.

К слову, если бы Том Стоппард фанател не по Шекспиру, а по сказкам Шарля Перро, он бы наверняка придумал что-нибудь похожее: «Золушка» с точки зрения одной из сестер-«дурнушек». Образ которой гораздо сложнее, чем принято считать.

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025

Юная Эльвира — нескладная, немного нелепая, но довольно милая барышня. Она самозабвенно читает романтические стишки, мечтает о принце на белом коне, любит сладости, носит брекеты (необычный анахронизм в условно-фэнтезийной реальности, напоминающей мрачный вариант сериала «Десятое королевство»). В общем, проникнуться к героине симпатией — дело нехитрое.

Превратить стороннего наблюдателя в злобную мачеху

И даже если приведенный выше портрет вам сам по себе не близок, сердце наверняка дрогнет, когда, решив выдать дочку за принца, матушка начнет перекраивать ее с настойчивостью доктора Франкенштейна. Пункт первый — пластическая операция: хирург, недолго думая, вгоняет Эльвире в нос стамеску. Пункт второй — школа хороших манер, где шейминг шеймингом погоняет. И пункт третий — «главное то, что внутри».

С этими словами девушке предлагается проглотить ленточного червя, который будет следить за ее фигурой: пожирать все, что ест Эльвира, позволяя ей в краткие сроки похудеть до общепринятых стандартов. О неминуемых боди-хоррорных последствиях таких экспериментов, понятно дело, никто не думает.

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025

В то же время Золушка — далекая от диснеевской правильности-приторности «бой-баба», которая хотя и носит знакомое по мультфильму нежно-голубое платье и дружит с мышатами, — не вызывает особенно расположения. Скажем так: режиссер не требует от нас к ней повышенной симпатии, поскольку та и сама прекрасно справляется, не вешая нос и не распевая сентиментальных песен.

И тут начинается главный «аттракцион»: сделав в завязке все, чтобы мы прикипели к «гадкой», трансформировав ее из условной Кати Пушкаревой в прекрасного лебедя, режиссер начинает колдовать над внутренним миром героини, превращая ее из наивного ребенка в полубезумную расчетливую девицу, бегающую за Золушкой с тесаком — отдай, зараза, хрустальную туфельку.

Истина на уровне «не забывайте чистить зубы»

Благодаря усилиям, предпринятым в первой части ленты, нам здесь целиком плевать на Золушку. Мало того — мы мечтаем, чтобы Эльвира припечатала покрепче угнетенную и, в общем-то, ничего дурного не натворившую красотку. За то, что идеальная, за то, что стала мисс Совершенством без видимых трудозатрат. За все хорошее, в общем.

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025

Постановщице удается невероятно ловкий трюк: превратить стороннего наблюдателя в ту самую злобную мачеху, которая до того «болеет» за собственного ребенка, что готова ради ее успеха на все. Даже на стопроцентно чудовищную аморальщину.

Смотреть и развидеть — «Субстанция» Корали Фаржа Смотреть и развидеть — «Субстанция» Корали Фаржа

Теперь настало время приличия ради вспомнить о прошлогодней «Субстанции». Но так ли уж это нужно? Формальное «поучение» «Гадкой сестры», напоминающее, что маниакальное стремление к стандартизированной красоте ни к чему хорошему не ведет, подается Блихфельдт как истина на уровне «не забывайте чистить зубы» и «мойте руки перед едой». Раз так, то и не в этом дело.

А, как видно, в том, чтобы встряхнуть аудиторию талантливо скроенными шокирующими сценами и инверсией восприятия классического сюжета, из-за которой после просмотра может возникнуть чувство вины за характер пережитых эмоции. Или даже сомнение в собственной адекватности.

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025

При этом, конечно, найдутся зрители, с которыми манипуляторский фокус не пройдет. Зрители, которые не растаяли от печального взгляда больших глуповатых глаз. Которые уверены, что есть поступки, неуместные в рамках формата телепередачи «Понять и простить». Которым не знакомы зависть и желание доминировать.

СЕАНС - 88 СЕАНС – 88

Такие зрители ничуть не озлобились бы и в том случае, если бы им пришлось всю жизнь носить на зубах скобки. Они не знают наизусть сентиментальных стишков, не проводят время в пустых эскапистских фантазиях и искренне недоумевают, как можно считать обжорство первейшим и прекраснейшим из земных удовольствий.

Что ж… Давайте по-доброму позавидуем их моральному стержню.

И мысленно погоняемся за ними с тесаком.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: