хроника

Кто получит «Оскар» вместо Михалкова?


«Сын Саула», реж. Ласло Немеш (Венгрия)


Главное открытие недавнего Каннского фестиваля, молодой венгерский режиссер Ласло Немеш уже подписал контракт с крупным голливудским агентством. Его фильм об Освенциме и обезумевшем члене зондеркоманды — формалистский и философский эксперимент, хотя некоторые сравнивают его с компьютерной игрой в жанре стелс-экшн. Вероятный кандидат если не на победу, то на попадание в шорт-лист точно.

 

«Не будь плохим», реж. Клаудио Калигари (Италия)

Итальянцы выдвигают картину, режиссер которой трех месяцев не дожил до премьеры на Венецианском фестивале. Это такие итальянские «Жмурки», но без гротеска: 1990-е, соответствующий стиль и свет, два молодых полубандита катаются по римскому пригороду и мутят мутки, юность пройдет — один из них исправится, другой нет.

 

«Клан», реж. Пабло Траперо (Аргентина)

Один из призеров Венеции, невероятная история, основанная на реальных событиях: респектабельный мужчина и члены его семьи несколько лет похищали соседей и знакомых с целью выкупа. Подробная рецензия на фильм — здесь.

 

«Мустанг», реж. Дениз Гамзе Эргювен (Франция)


Франция, в которой к номинации относятся подчеркнуто пренебрежительно (прокатчики «Жизни Адель» не стали переносить дату релиза, заявив, что на резервацию «foreign language» им наплевать), неожиданно выдвинула фильм об угнетенных девушках Востока, снятый турецким режиссером, выпускницей парижской школы La Fémis. Картина получила приз каннского «Двухнедельника режиссеров», сейчас с успехом колесит по фестивалям (включая сахалинский «Край света» и «Послание к человеку»), и некоторые критики даже находят ее «очаровательной». Действительно, что может быть очаровательнее, чем длинноногие сестры-старшеклассницы (в количестве пяти), которых мучают (иногда до смерти) патриархальные деревенские родственники. И хотя фильм снят женщиной и явно просится в актуальный феминистский тренд, в нем слишком много от эротического сна с примесью садизма — наверное, именно это и делает его таким привлекательным.

 

«Тотем волка», реж. Жан-Жак Анно (Китай)


В то время, как Франция выдвигает от себя турецкий фильм о Турции, Китай отправляет в номинацию фильм Жана-Жака Анно про пекинского студента, во время Культурной революции попавшего в среду пастухов Внутренней Монголии, — что может быть лучшим подтверждением старого каннского тезиса о том, что у фильмов есть авторы, но нет национальности? Сама идея такой номинации очевидно устарела.

 

«Убийца», реж. Хоу Сяосянь (Тайвань)

И снова каннский конкурс, приз за лучшую режиссуру, медленное медитативное кино про девушку-убийцу из IX века. Кто не заснул, был в восторге.

 

«Объятие змея», реж. Сиро Герра (Колумбия)


Снова Канны, «Двухнедельник режиссеров» этого года — очень необычный, подчеркнуто цифровой черно-белый фильм: два разнесенных во времени, но переплетающихся путешествия через джунгли Амазонки, каждое из которых предпринимает европеец в сопровождении местного шамана. Одна из сцен особенно врезается в память: герои набредают на бывшую католическую миссию, в которой теперь живет секта, состоящая из аборигенов во главе с обезумевшим белым Мессией. Шансы на победу невелики, но посмотреть фильм стоит.

 

«Спокойной ночи, мама», реж. Вероника Франц, Северин Фиала (Австрия)



Решение австрийского комитета слегка смахивает на троллинг: выбран хоррор про двух ужасных братьев-близнецов и пластическую операцию их матери, снятый женой Ульриха Зайдля и его племянником. Фильм был в прошлом году показан в венецианских «Горизонтах», «Сеанс» тогда взял у авторов небольшое интервью.

 

«Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», реж. Рой Андерсон (Швеция)

Швеция уже выдвигала на «Оскар» фильмы Роя Андерссона, четырежды, в последний раз — «Ты, живущий» (2007), но он ни разу не попадал в шорт лист. Есть ощущение, что национальный комитет просто хочет сделать приятное своему старейшему, самому известному и — чего греха таить — самому падкому на комплименты режиссеру. О картине на сайте «Сеанса» уже было сказано немало, в этом году мы даже выпустили о нем книжку.

 

«Бараны», реж. Гримур Хаконарсон (Исландия)


Это снова Канны, победитель «Особого взгляда». Трагикомическая зарисовка о жизни животноводческих хуторов Исландии. Глубокий психологизм на фоне суровой природы: два брата, упрямые, как их же бараны, не разговаривают друг с другом десятилетиями, хотя живут в соседних домах. К несчастью, в долину приходит мор скота.

 

«11 минут», реж. Ежи Сколимовский (Польша)

В прошлом году «Оскар» получил польский режиссер Павел Павликовский, за «Иду» (почему это произошло, мы писали здесь), в этом году Польша выдвигает картину своего великого классика, только что показанную в конкурсе Венецианского фестиваля. Это десять минут из жизни нескольких обитателей перегретого города, которые заканчиваются гомерической катастрофой с большим количеством участников. Страшный, умный, веселый, динамичный фильм. Свежее интервью с режиссером о конце мира, как мы его знали, — здесь.

 

«Новейший завет», реж. Жако Ван Дормель (Бельгия)


Ничего не поделаешь, снова Канны, снова «Двухнедельник режиссеров». Невероятно изобретательная, безостановочно смешная комедия про вздорного Бога, который живет в Брюсселе, и его маленькую вольнолюбивую дочь, которая однажды сбегает из дома. Рецензия на фильм — здесь.

 

«Клуб», реж. Пабло Ларраин (Чили)


«Клуб» объявили одним из фаворитов «Оскара» сразу после февральской премьеры в Берлине, что и неудивительно. В чилийском триллере о компании расстриженных падре-педофилов есть всё, что нужно: острая тема, по-хичкоковски закрученный сюжет, сильный актерский ансамбль, модная картинка (спасибо объективу ЛОМО), а также собачьи бега ради латиноамериканского колорита. К тому же, академики уже запомнили Ларраина, который недавно попадал в оскаровский шорт-лист с фильмом «Нет». Мы писали о фильме с Берлинале.

 

«Мухаммед: посланник Всевышнего», реж. Маджид Маджиди (Иран)

У кого государство финансирует фильмы о войне, у кого о Пророке. Маджиди один раз (с фильмом «Дети рая», 1997) доходил до номинации на «Оскар», а этот фильм, самый дорогой в истории иранского кино и рассказывающий о первых 12 годах Мухаммеда, к тому же снимал Витторио Стораро, оператор Карлоса Сауры, Копполы и Бертолуччи.

 

«Суд», реж. Чайтанья Тамхане (Индия)


Драма о политическом процессе над поэтом-песенником, снятая за копейки с непрофессиональными актерами, — портрет индийского общества, гражданское высказывание и самый успешный на Западе индийский фильм этого года. «Сеанс» писал о «Суде» уже дважды.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: