Рецензии

Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван

К полувековому юбилею эротического хита «Эммануэль» в прокат выходит одноименный вольный ремейк от обладательницы «Золотого Льва» Одри Диван. Вместо ожидаемого феминистского манифеста получилась советская производственная мелодрама 18+. О подробностях рассказывает вернувшийся к просмотру и рецензированию резонансных фильмов Сергей Синяков.

«Отчего у нас в отеле эдакий переполох?» — вправе спросить у самое себя обслуга понтовой сетевой гостиницы в Гонконге. Но никто не спрашивает, все все понимают. В заведении, вынюхивая, что да как, и не беспокоят ли клопы, гостит ревизор из управляющей компании. Проверка качества работы гостиницы — это, формулируя зеркально, тестирование качества отдыха постояльцев, и ревизор активно отдыхает еще на подлете, наскоро совокупившись с незнакомым мужиком в уборной лайнера. Тут не обойтись без феминитива: героиня, конечно же, ревизорка, и зовут ее Эммануэль.

«Эммануэль». Реж. Одри Диван. 2024

Одноименный эротический бестселлер, сочиненный аристократом-дипломатом Луи-Жаком Ролле-Андрианом и его женой Марайей Бибид под псевдонимом Эммануэль Арсан, наделал звучного шороха страниц в 1959-м. Спустя пятнадцать лет вышла экранизация Жюста Жэкина, которая в компактном VHS-формате просочилась в СССР и стала значимым элементом советского секспросвета восьмидесятых.

В Союзе с визуальным контентом 18+ был характерный дефицит. Так, один видный столичный поэт, на срочной службе томясь по Москве и жизни в целом в условиях Крайнего Севера, имел в бобыльском хозяйстве две открытки для эротических фантазий. На одной — Ленинградский проспект. На другой — хрестоматийный портрет Ломоносова, где гений, при всем уважении, но при пудре все-таки и парике, и впрямь (на изголодавшееся солдатское воображение) полярной ночью имел шансы сойти за даму. Хоть и не Сильвию, конечно, Кристель. Конец лирического отступления.

Роскомнадзор, расходимся, ничего криминального
Фигура умолчания — «Событие» Одри Диван Фигура умолчания — «Событие» Одри Диван

На уровне идеи концепция «Эммануэль наносит ответный удар самцам-эксплуататорам» как минимум интриговала. Что называется: о, сюжет! В режиссерском кресле — Одри Диван, получившая «Золотого Льва» за «Событие», маленькую большую трагедию о том, каков мир без легальных абортов. В главной роли — актриса-феминистка Ноэми Мерлан.

Но тут (возможно, на ранних подступах) обнаружились нюансы.

Одри Диван и Ноэми Мерлан на съемках фильма «Эммануэль»

Понятное дело, экранизировать книжку с побуквенным трепетом никто не собирался, все-таки не Набоков, да и едва ли такое реализуемо технически. Съемки потребовали бы от самоотверженных актеров одновременно порноподготовки и уникальной памяти, позволяющей вместить по-дедовски-де-садовски бескрайние многослойные рулоны диалогов о культуре. Если припечет, крепнущий ИИ в помощь, но скорее всего, получится, как сказал в «Ассе» опер Бабакину, утомительно и никому не нужно.

Не та, в общем, драматургическая печка-источник, от которой вольготно плясать. Однако на предмет обличить, перелопатить, взять и поделить подводит и скандальный фильм, в котором, как обнаруживается на свежий взгляд, и секса всего ничего, и сексизма не больше, чем в «Москва слезам не верит»; а разговоров-то было. Отревизировав классику, как Эммануэль отель, и не найдя в ней повода для предъяв по существу, Одри Диван плетет собственную сказку.

Ремейк при этом оказывается бесчувственной, как та плотина, влагостойкой и огнеупорной конструкцией

В распахнутых глазах канонической Эммануэль — крики «вперед» и жадность до неизведанного. В глазах Эммануэль 2.0 — хоть в полете, хоть на летучке — свойственное прожженным представителям экспертного сообщества утомленно-скучливое «плавали — знаем». Героиня осведомляется на ресепшне, какая дорога ведет к храму, и, выяснив, что в культовом сооружении не протолкнуться из-за туристов, вскоре (до храма так и не доберется) отправляется в хозяйственный сарайчик для персонала. Формальная цель визита в сарайчик — перелистнуть на пару с новой подругой-литературоведкой (Чача Хуан) «Грозовой перевал» Эмили Бронте. По факту — совместная мастурбация без трусов, но без контакта, по-товарищески, на расстоянии; роскомнадзор, расходимся, ничего криминального.

«Эммануэль». Реж. Одри Диван. 2024

Псевдочтицу в свой черед изгоняют за проституцию: палит несчастную не только опрометчивое восклицание: «Фигасе, а я и не ожидала, что мистер Хитклифф умрет!», но и обыкновение штудировать в сарае Бронте с кем попало и не безвозмездно. Но это ничего: на орбите Эммануэль вращается, к примеру, смазливый сэр Джон (Джейми Кэмпбелл Бауэр), продюсер рекламы и мастак офигительных историй. После байки про клуб для алчных девиц, где те глотают спонсорские брюлики на свой риск и пищевод, голая Эммануэль, как бы пристреливаясь, лижет кусочки льда, однако в итоге просто поглаживает себя ими и строгает сэлфачи, которые потом скинет кому надо. На протяжении фильма женщина, как поэт на севере, вообще справляется с чувственным удовлетворением в основном автономно.

Обильны надои, крепки сараи, тверды початки, сыты овцы

Но при этом сужает акульи круги вокруг загадочного постояльца по имени Кей Шинохара (Уилл Шарп), про которого шушукаются, что он никогда не ночует в своем шикарном номере и занимается непонятно чем. Для затравки за завтраком обсудив с мужчиной члены третьих лиц, Эммануэль — о-о-о, Кей — подкатывает к нему и так, и эдак («Я легла к вам в ванную и выпила воды с вашим привкусом»).

В оригинальном фильме мутным объектом желания героини выступал изощренно извращенный пенсионер-эстет Марио. В новой версии принц помоложе, хотя тоже матерый динамщик и, как, наконец, выясняется, служит инженером по строительству плотин, сдерживающих водную стихию. М — Метафора, респект авторам, в том смысле, что Эммануэль эта самая стихия и есть. Ну, а в отеле парень не спит типа потому, что очень много работы. Бобер что ли, возводить плотины по ночам, справедливо задумывается настойчивая ревизорка и дожимает-таки Кея до признания в тайной страсти. Не будем множить спойлеры, но страсть эта сколь пагубна, столь и банальна — ей, на радость коллекторам и горе семьям, подвержена значительная часть российского населения.

«Эммануэль». Реж. Одри Диван. 2024

В финале героиня мытьем и катаньем получает свой эротический гешефт — и, в отличие от аналогичной сцены в старой ленте, сама командует секс-парадом. Тогда как любители историй страсти рискуют покинуть кинотеатр, так и не отдохнув. Богатый, куда там первоисточнику, обнаженкой, ремейк при этом оказывается бесчувственной, как та плотина, влагостойкой и огнеупорной конструкцией, а раскладом напоминает фильмы-ровесники первой «Эммануэли» — советские производственные мелодрамы типа, навскидку, «Дело было в Пенькове». Проверяющий из центра заявляется вывести на чистую воду сомнительного председателя колхоза (в этом качестве в кадр заглянула походить Наоми Уоттс), однако убеждается, что и председатель в целом норм, зря наговаривали, обильны надои, крепки сараи, тверды початки, сыты овцы. Да и агроном, даром что бука, прелесть до чего хорошенький и к тому же передовик.

Нет уж, лучше Ленинградский проспект.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: