хроника

Сеанс-дайджест №208 — Январь 2025

Умерли Линч и Блие. — «Мегалополис». — Бондарчук ушел из Ленфильма. — Юра Борисов теперь легенда. — «Снег в моем дворе». — Жанры Фонда кино. — Роберт Эггерс записал подкаст. — «Белый слон» подвел итоги года. — Пол Шредер радуется Chat GPT. — Музей ГУЛАГа возвращается (?). — «Голос» объявил лучший фильм. — Фестивали проснулись. — Кончаловский снял сериал. — Закрылся Дом кино. — Новости «Сеанса».

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч

Умерли Дэвид Линч и Бертран Блие. О любимом американском режиссере «Сеанс» писал, начиная с первых своих номеров в девяностых. А о любимом французском, к сожалению, пишет только сейчас. Оба были великими. Ушла эпоха.


Под небом голубым был город золотой — «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы Под небом голубым был город золотой — «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы

В российском прокате все еще идет закатный шедевр Фрэнсиса Форда Копполы. Мегаломанский проект подтверждает все зрительские ожидания (haters gonna hate). Но его все равно стоит посмотреть, и лучше на большом экране.


Смутные времена на «Ленфильме» не думают завершаться. Киностудию покидают даже самые неравнодушные специалисты. Режиссер, продюсер, актер Федор Бондарчук на прошлой неделе оставил пост главы совета директоров «Ленфильма».

Как передает представитель режиссера, Ольга Любимова удовлетворила просьбу освободить Федора Сергеевича от должности, которую тот занимал с октября 2012 года, «из-за его высокой занятости».

«Кинопоиск» стремительно опубликовал большой рассказ Константина Шавловского о «Ленфильме», который так не хочется потерять и так сложно вернуть к жизни. Поучительное чтение.


В 2021 году в похожем дайджесте мы делились интервью о том, кто же такой этот Юра Борисов. Сегодня есть ответ покороче — номинант на «Оскар». К заокеанской церемонии в России приурочены большие релизы — в одном солнце русского кино играет солнце русской поэзии («Пророк. История Александра Пушкина»), в другом — доигрывает национальную русскую трагедию про братьев на бескрайных просторах Якутии («Кончится лето»). Настроение, благодаря Юре, праздничное.


«Снег в моем дворе». Реж. Бакур Бакурадзе. 2024
Большая маленькая Джесси — «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе Большая маленькая Джесси — «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе

В ограниченный прокат вышел «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе. Обязательно посмотрите. Прекрасный, тонкий фильм, сплетенный самой жизнью. Он будет на экранах недолго, поэтому никаких отлагательств.


Канал «Новости кинопроизводства» опубликовал статистику жанров по фильмам, которые были поддержаны Фондом Кино в 2024 году. Новость в том, что новостей нет. Продюсируют фантастику (включаем прежде всего сказки), военные фильмы и спортивные драмы. Предпочтение часто отдают проектам, действие которых разворачивается в XX веке и раньше. С современностью пусть каждый разбирается наедине с собой.


«Носферату». Реж. Роберт Эггерс. 2024

В январе Роберт Эггерс сходил в гости к редакции Film Comment. В подкасте о «Носферату» режиссер делится своими мыслями о том, почему самого известного вампира нужно было снова сделать «страшным», говорит о том, зачем фильму психология и феминизм, и как на все эти решения повлияли второсортные ток-шоу. Разговор, понятно, на английском, но произношение у Эггерса — демократичное.


Премия киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон» определилась с призерами:

Лучший игровой фильм — «Мастер и Маргарита», Михаил Локшин

Лучший сериал — «Преступление и наказание», Владимир Мирзоев

Лучший документальный фильм — «#подногами», режиссер Алексей Федорченко

Лучшая режиссерская работа — Бакур Бакурадзе, «Снег в моем дворе»

Лучшая главная мужская роль — Александр Робак, «Вечная зима»

Лучшая главная женская роль — Алина Ходжеванова, «Филателия»

«Мастер и Маргарита». Реж. Михаил Локшин. 2024

Пол Шредер и ChatGPT. Великий кинематографист развлекается, создавая сценарии с помощью нейросети «для фильмов Росселлини, Ланга, Бергмана, Капры, Мурнау». Главное, он убежден, что это удобный и поразительно быстрый способ создавать сюжеты для любых фильмов. Ждем, пока мастер дочитает все идеи ИИ для режиссеров прошлого века и, наконец, опробует инструмент в своем проекте.


Музей истории ГУЛАГа должен возобновить работу в «ближайшее время». По крайней мере, так говорит глава Совета по правам человека Валерий Фадеев. Ждем открытия музея, надеемся, что «скоро» — понятие не растяжимое, и уповаем на сохранность ключевых выставок.


С предыдущей новостью рифмуется результат голосования кинопремии «Голос», которая вручается одновременно с «Белым слоном». Киноведы и кинокритики до 35 лет выбрали лучший фильм 2024 года — им стал «Пепел и доломит» Томы Селивановой.

А шорт-лист был таким:

«Осколки» Маши Черной
«Пепел и доломит» Томы Селивановой
«Вечная зима» Николая Ларионова


Фестивали выходят из зимней спячки и объявляют о начале приема заявок. Петербургское «Послание к человеку» принимает их до 1 июля. Пермская «Флаэртиана» — до 10 мая. Московский «Doker» — до 1 мая.


«Хроники русской революции». Реж. Андрей Кончаловский. 2025

Андрей Кончаловский завершает постпродакшн своего многосерийного проекта «Хроники русской революции» (ждем к апрелю). Главного героя, офицера царской охранки политического сыска, играет не кто иной, как Юра Борисов.


Закрылся московский Дом Кино. Разговоры о его «реконструкции» велись годами, но в феврале 2025 здание Центрального дома кинематографистов все же снесут. На его месте возникнет загадочный «многофункциональный культурный центр». Последней премьерой, состоявшейся в Доме кино, по иронии стал фильм Алексея Ханютина «Вечно живой», посвященный нежеланию прощаться с памятниками.


В серии «Сеанс. Лица» пополнение — «Мартин Скорсезе» уже в редакции, и заказать его можно здесь. Так же продолжается краудфандинг книги Нади Васильевой «Придумай мне судьбу» о профессии художника по костюмам. Несмотря на то, что мы собрали номинально заявленную сумму, на издание этой прекрасной (впервые цветной!) книги все еще не хватает, предлагаем вам напечатать ее вместе.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: