Фестивали

Большой фестиваль мультфильмов — Что посмотреть дома?

Перед выходными рассказываем, что еще можно успеть посмотреть в рамках «Большого фестиваля мультфильмов». Вариантов множество. Начинайте прямо сейчас, некоторые работы из тех, что советует Юрий Михайлин, будут доступны только сегодня.

До 9 ноября проходит Большой фестиваль мультфильмов, значительную часть которого можно посмотреть онлайн (на территории России). У фестиваля насыщенная (около 380 фильмов) программа, которая дает редкую возможность за короткое время увидеть широкую и разнообразную картину современной анимации, а для тех, кто смотрит мультфильмы нечасто — быстро познакомиться с тем, что сегодня происходит в этом искусстве (неоценимая работа, которую команда фестиваля ведет уже 14 лет).

На фестивале есть российский и зарубежный конкурс (это впервые, раньше фестиваль был обзорным), программа полнометражных фильмов, фильмы для детей и подростков, несколько спецпрограмм и премьер, Фабрика мультфильмов (в этом году тоже онлайн), а также проходят онлайн-встречи с авторами

Абонемент на все просмотры в сети стоит 900 рублей, а часть фильмов доступна бесплатно. Рассказываем о самом интересном.

«Я, мой магнит и мой мертвый друг». Реж. Лю Маонин. 2018

Документальная анимация (до 6 ноября)

Одна из самых ярких программ фестиваля — «Кто я такой?». Стоит посмотреть все восемь фильмов, но особенно выделим пять.

«Я, мой магнит и мой мертвый друг» Лю Маонина (Китай) — необыкновенно красивый и грустный рассказ о прощании с детством. Много ярких деталей из жизни Китая.

«От всего сердца» Жан-Шарля Мботти Малоло (Франция) — нарисованный фломастерами диалог за кулисами Джеймса Брауна и Соломона Берка перед выступлением, которое изменит жизнь обоих.

«Малышка» Дианы Кам Ван Нгуен (Чехия) — о вьетнамской девушке, которая выбирает, вернуться ли ей на родину вместе с семьей или остаться в Чехии, где она часто страдала от того, что не похожа на других, но которая стала ей домом.

«Женщина, которая превратилась в замок» Катрин Штейнбахер (Великобритания) — очень короткая душераздирающая история о женщине, которую удалось разбудить после сорока лет летаргического сна.

«Луна и сын: воображаемый разговор» классика американской анимации Джона Кейнмейкера — воображаемый разговор с недавно умершим отцом, полный боли, обиды, непонимания и, в конечном итоге, все же любви.

«Вечер». Реж. Иван Гопьенко. 2020

Зарубежный конкурс (до 8 ноября)

В Программе 4 — чуть медленный, но милый фильм «Знаки» Дастина Риза (Швейцария). Электрик каждую ночь выходит на работу и чинит вывески, но наступает момент, когда стоит оставить город в темноте и увидеть, что происходит рядом.

В Программе 5 — «Прохожий» Пьетера Кудизера (Бельгия). Помимо коротких пролога и финала, снят как бы одним планом, на протяжении которого парень дважды проезжает на велосипеде вдоль улицы и обратно (купить травки, довезти недостающую купюру) и неожиданно становится свидетелем значимых событий в жизни незнакомых людей. Мастерская работа с планами и ритмом, точные детали.

В той же программе трогательный «Римейк» Майкла Шенкса (Австралия) — о скелете, созданном для съемок в приключенческом фильме. Прошло время, он, как и другие монстры старого кино, оказался не нужен, даже для римейка его родного фильма выбрали актера и motion capture.

«Время знаков» Рейнгольда Биднера (Австрия) — стилизация под инста-сториз, рассказывающая о жизни в мире цифровых стимулов, которые определяют каждое действие. Интересная передача оптики, когда материальный мир размыт на дальнем плане. Поначалу кажется чуть прямолинейным, в итоге — довольно убедительным.

«Что ты теперь будешь делать, Джон?». Реж. Пуджи Поттенкулам. 2019

В Программе 6 — драматичный фильм «Приливы» Теи Оллац (Канада). Известная телеведущая погоды осознает свои возрастные изменения и помогает электрику (опять он!) починить свет в городе.

«Что ты теперь будешь делать, Джон?» Пуджи Поттенкулама (Великобритания). От Джона ушла жена, и привычный мир чуть было не рухнул, но он решил делать вид, что все по-прежнему. Жизнь наладилась, и уже скоро привезут новую микроволновку, как вдруг…

Многие фильмы фестиваля сделаны в 2020 году, а, значит, так или иначе отражают тему карантина. Один из лучших примеров — «Простые дары» Каталины Матаморос (Колумбия), где семья зажата в доме, но учится (и успешно) радоваться самым обычным вещам. Как, в итоге, и весь город. Здесь же — белорусский «Вечер» Ивана Гапьенко. Красивые светящиеся линии. «Волшебная вечерняя медитация», как определил фильм автор.

В Программе 7 стоит увидеть «Конфуз» Наты Метлух (США) — хороший пример драматургии, построенной на общности ситуаций, в данном случае — моментах, когда герои попадают в неловкое положение.

«Привет, бабульник!». Реж. Наталья Мирзоян. 2020

Российский конкурс (до 8 ноября)

В Программе 2 — «Девочка-Птичка» Катерианы Невоструевой, о которой мы писали здесь.

Совершенно удивительный «Привет, бабульник!» Натальи Мирзоян — в новогоднюю ночь родители оставляют дочку с бабушкой, а к бабушке приходят подруги. Юрий Норштейн сформулировал впечатление от фильма: «Все мы обречены, и остается только смеяться».

Среди уже замеченных на других фестивалях фильмов в Программе 6 также «Хозяйка медной горы» Дмитрия Геллера, «Анна. Кошки-мышки» Вари Яковлевой, «Городская коза» Светланы Разгуляевой. Из совсем новых — «С видом на море» Леонида Шмелькова.

Original Image «Умереть от любви». Реж. Гил Алкабец. 2004
Modified Image «Умереть от любви». Реж. Гил Алкабец. 2004

Немецкая программа «Умереть от любви»

В рамках года Германии в России на фестивале собран раздел Multfest.de, в котором особое внимание стоит уделить программе «Умереть от любви» (доступна до 6 ноября, но многие фильмы есть в сети), обязательно посмотреть одноименный фильм Гила Алкабеца и еще «Доставку» Тилла Новака — своего рода метафорическое обоснование роли анимации во вселенной. А из соседней программы — «Скалы» Криса Штеннера, Арфида Уйбеля и Хайди Витлингера, где анимация оказывается способом проживания иной скорости времени, и «Восходящую надежду» Милена Витанова — о поиске и достижении цели.

«Мой знакомый медведь». Реж. Катерина Соколова. 2018

Другие программы

6 ноября внутри фестиваля пройдет особый микрофестиваль «Ща, 5 сек» — более сотни фильмов продолжительностью до 7-ми секунд. О предыдущем «5 сек» мы писали.

Все, кто видел полнометражный «Убей это и покинь город» Мариуша Вильчинского (Польша), советуют не пропустить его 7 ноября.

В ретроспективе Катерины Соколовой особенно советуем «Мой знакомый медведь», о котором мы подробно рассказывали.

В специальных программах 7-8 ноября будет доступен сборник «Только для женщин!»

«Колаголик». Реж. Марчин Подолец. 2018

Посмотреть в сети

Среди фильмов, которые уже недоступны на сайте фестиваля, часть уже есть в сети, а другие наверняка появятся через некоторое время. Вот самые интересные:

«Колаголик» Марчина Подолеца (Польша) — документальная анимация про художника комиксов и мультипликатора, который зависим от колы. Редкость — фильм очень здорово нарисован (сейчас чаще делают нарочито примитивный или «необычный» рисунок).

Документальный стопмоунш «Фрагменты» Йонаса Хуррле (Германия), где при помощи вещей, оставшихся после отца, делается попытка рассказать о нем. Много броской работы с монтажом, которая, возможно, несколько отвлекает от главного, но сам подход рассказа через вещи, несмотря на очевидность, может быть крайне выразительным.

Документальный очерк «Дом» Аниты Брувене (Великобритания). Рассказанная при помощи анимации вещей история дома, который был пристанищем многих поколений эмигрантов из разных стран, а теперь в нем музей.

Удивительный фильм «Трусики» Саманты Мур (Великобритания). Эмоционально теплая история об английской семейной фабрике по производству трусов. Замечательная техника анимации на тканях, из которых шьют трусы. Очень красивые эффекты пространства. Фильм доступен здесь.

«Будь со мной» Дафны Авадиш (Нидерланды). Фильм про медведей, основанный на фрагментах интервью с людьми, которые переехали в другую страну ради любимого человека. Масляная пастель поверх красиво обработанного видеоизображения.

«Семейное древо» Ронни Шалева, Алона Шараби и Хода Адлера (Израиль). Родители и дети не понимают друг друга на тему интернета, но оказывается, что непонимание в чем-то иллюзорно, а иной раз дело совсем не в интернете.

«Песня для деревянного сердца». Реж. Дэвид Сэрджист. 2019

Из российского анимадока стоит посмотреть простой, но при этом, что называется, эпичный мультфильм Кристины Алмиевой про «Ночлежку», он есть тут.

А также «Поговорим?» Кати Михеевой. Хорошая для российской документальной анимации попытка объемного взгляда на проблему. Девушка признается родным, что она лесбиянка, но акцент в фильме сделан на попытке понять, что чувствуют при этом родные. Фильм доступен здесь.

Очень красивый музыкальный «MOND — PFISTERMEN’S FRIENDS» Марии Савельевой и Кати Михеевой.

Простой, странный и милый «Не могли бы вы?» Ады Гювенир (Бельгия).

«Bube Maises» Ор Леви (Израиль), где, помимо интересной истории, хорошо и ненавязчиво используется полиэкран и стилистика почтовых карточек. Фильм доступен здесь.

Очень крутая «Песня для деревянного сердца» Дэвида Сэрджиста (Великобритания). Рок-группа заблудилась в лесу и сильно-сильно хочет сыграть хотя бы для кого-то. Поет голова лося, прибитая к деревяшке — такие охотники вешают на стены.

«Ощущая любовь» Анджелины Ву и Арлен Бангко (США). Очень удачное совмещение кукольной (пространство) и рисованной анимации, интересная простая ситуация и история.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: