Канны-2014: Дарденны опять
Казалось бы, сколько можно? Снова простая история про запутавшихся людей. Но каждый раз Дарденны делают это: заставляют стоять, молчать и аплодировать.
Два дня, одна ночь. Реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн. 2014
По сюжету руководство некоего производства, в своем стремлении урезать расходы, предлагает сотрудникам проголосовать: или бонус, прибавка к зарплате, или продление контракта для главной героини, которую сыграла Марион Котийяр; считается, что она ослабела после болезни. Голосуют в пятницу, большинство выбирает бонус, подруга и муж считают, что надо продолжать борьбу. Удается добиться повторного голосования в понедельник, и теперь есть два дня, чтобы уговорить людей изменить решение; с каждым придется встретиться лично.
Известно, что Дарденны всегда снимают о совести, о пробуждении совести, но в «Двух днях, одной ночи», они заходят еще глубже в лес человеческих взаимодействий, показывая любой тип коммуникации с другим, как необратимый выбор и неотвратимую боль. За полтора часа экранного времени и два дня действия, мы видим самые разные типы реакций на вынужденную психологическую манипуляцию героини: кто-то отказывается быть объектом, говорит нет и мгновенно жалеет об этом; кто-то хочет, чтобы им манипулировали; сама героиня раздавлена между жерновами двух одинаково неудачных решений — сдаться или продолжать навязываться. Ближе к концу, когда каждый голос «за» или «против», может стать решающим, кажется, что на твоих глазах пишутся новые главы Библии, и легче верблюду пройти в игольное ушко, чем выпутаться из беды тем, кто попал в беду.
Впрочем, сами Дарденны снова и снова проходят в игольное ушко собственного кинематографа, не совершив ни одного лишнего движения, ни разу не допустив фальшивой ноты; однажды в интервью они употребили выражение «ошибка вкуса» — у них таких ошибок не бывает. Их угол зрения уникален: есть много режиссеров-провокаторов, умеющих невидимой кочергой разворошить психику зрителя. Но, снимая кино в том числе и о манипуляциях, сами они не манипулируют, а всегда смотрят со стороны и пробуждают в зрителе самое главное, то, что делает человека человеком — способность осознать существование другого.
Они сейчас просто третью Пальму получат, и все.
Читайте также
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой
-
Призрак в машинке — «Сидони в Японии»