Из Венеции без смс
Третий день в Венеции первый раз. Можно без реверансов?
![](/img/blog/2012.08/bez_sms_01.png)
Тай Чи. Реж. Стивен Фанг, 2012
С рюкзаком от вокзала на вапоретто, с вапоретто на аккредитацию, с аккредитацией в кинозал. В кинозале китайский фильм про кунг-фу (название латиницей — Tai Chi 0). Фильм, прямо скажем, не великий, но синематографическое впечатление крупное: главный герой пытается перебороть свою темную сторону (о наличии которой свидетельствует небольшой рог у него на лбу), а заодно выучить кунг-фу. Параллельно доказывает китайское право на национальное самоопределение и порицает западные технологии. В этом ему помогают режиссер Стивен Фанг и постановщик драк Саммо Хун (великий человек, как знают все, кто посещал видеосалоны). Кроме того, Тони Люн Ка Фай в роли невероятного мастера висит вниз головой значительную часть фильма. В общем, когда в титрах анонсировали сиквел, меня затрясло от несбыточных ожиданий. Впрочем, рано.
![](/img/blog/2012.08/bez_sms_02.png)
Измена. Реж. Кирилл Серебренников, 2012
Первым в конкурсе был показан фильм Кирилла Серебренникова. По-своему изощренный и сложно придуманный, он, конечно, достоин более тщательного разбора, чем смс-критика, однако до сих пор сложно не согласиться с замечанием западного коллеги: жаль, что этот фильм, столь принципиально рассматривающий проблему адюльтера вне российского контекста и каких бы то ни было реалий, не был снят на эсперанто. И актерам наверняка было бы легче произносить европеизированные фразы, и публика, особенно критически настроенная, повела бы себя умнее. В ином случае театральный, метафоричный, операторски продуманный кинематограф Серебренникова вызывает слишком много вопросов, на которые не найти ответов в самой ткани фильма. Что нового сказал режиссер о супружеской жизни или человеческой натуре? Кажется, ничего.
![](/img/blog/2012.08/bez_sms_03.png)
Суперзвезда. Реж. Ксавье Джанноли, 2012
Впрочем, конкурсные фильмы второго дня также не блистали оригинальностью посыла. Французский «Суперзвезда» (Superstar) Ксавье Джанноли кажется натерпевшимся от Вуди Аллена и его «Римских приключений» (как и «Реальность» Маттео Гарроне), потому что в серьезном ключе пересказывает коллизию внезапно проснувшегося знаменитым Роберто Бениньи. Когда не самая удачная шутка Аллена превращается в серьезный фильм — жди беды. Джанноли бичует и корыстные медиа, и тупых зрителей, и, что показательно, немощного героя. К которому, впрочем, в финале прибивается Сесиль Де Франс.
![](/img/blog/2012.08/bez_sms_04.png)
Рай: Вера. Реж. Ульрих Зайдль, 2012
Предсказуем в своих откровениях и Ульрих Зайдль, представивший на Венецианском кинофестивале вторую часть трилогии «Рай» с подзаголовком «Вера». Его героиня медсестра Аннамария первые полчаса картины неистово молится, умерщвляет плоть и вывозит на дом к заблудшим душам статуэтку «странствующей девы Марии», а потом дома у Анны поселяется ее бывший муж, мусульманин-калека (редкий жизнелюб и весельчак); тут налаженный конвейер литургий начинает давать сбои. Впрочем, как всегда у Зайдля, не такие сокрушительные, как может показаться из описания. Финал оставляет героиню неколебимой. Подкупает уютный постмодернистский юмор австрийца — то кошечка, которую его соотечественница по какой-то, судя по всему, национальной традиции держит в подвале, то мастурбация распятьем, по-видимому, призывающая освежить в памяти «Экзорциста».
![](/img/blog/2012.08/bez_sms_05.png)
Врата рая. Реж. Майкл Чимино, 1980
Печально, но ни один из показанных конкурсных фильмов пока не может соперничать с шедевром Майкла Чимино «Врата рая» (1980), восстановленная, почти четырехчасовая версия которого была представлена под долгие аплодисменты. Сам семидесятитрехлетний автор, которому вручили почетную награду, долго рассказывал со сцены о том, насколько он был поражен возможностями цифровых технологий: «Можно было даже изменить некоторые цвета!». Что ж, если цифровые технологии и нужно было зачем-то изобретать, то отреставрированных «Врат рая» достаточно в качестве оправдания. Это невероятный, поэтичный фильм, который рассказывает об Америке и американской мечте не меньше, чем о любовных треугольниках (впору авторам «Измены» прислушаться). Блестяще снятый Вилмошем Жигмондом, гулко ухающий в бездну сердца фильм после просмотра заставляет задуматься о судьбе кино как такового. Скорее всего, никогда больше не будет снят фильм, подобный «Вратам рая» — самоотверженно размашистый, воистину эпический и в то же время поэтичный, затрагивающий каждого — столь крупные формы отныне проходят по разряду аттракционов со всеми вытекающими последствиями. Что ж, к счастью, еще есть, что восстанавливать и реставрировать.
Читайте также
-
«Находить рифмы в совершенно непохожих фильмах» — Вадим Рутковский о «Новом движении»
-
Энергия несогласия — «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова
-
«Адрес — время, а не место» — Новая жизнь Канского видеофестиваля
-
Близкие контакты — Итоги XXII «Духа огня»
-
Айаал Адамов: «Наш мир — это вихри ветра или треск костра»
-
«Идите в задницу» — Кураторы и режиссеры о петербургском независимом кино