Хроника кино. 2012 год
Нулевые принято считать эпохой возвращения российского кино. После провала девяностых заново отстраивается кинопрокат, несколько прокатных хитов реанимируют подорванное доверие зрителя, на месте умерших советских институций спешно формируются новые. «Сеанс» составляет свой отчет о том, к чему пришло наше кино за пятнадцать последних лет. Хроника событий, мнения экспертов и интервью с представителями индустрии.
Эта история еще не стала учебником. Каждый из двадцати трех авторов этой хроники выполнял свою задачу: писал о премьерах и фестивалях, индустриальных и бюрократический новшествах, смертях и дебютах, не стараясь быть беспристрастным. Вместе эти тексты сложились в гигантский пазл — 15 лет новейшей истории нашего кино.
Авторы:
Любовь Аркус (Л. А.), Алексей Артамонов (А. А.), Катерина Белоглазова (К. Б.), Наиля Гольман (Н. Г.), Денис Горелов (Д. Г.), Алексей Гусев (А. Г.), Алексей Елисеев (А. Е.), Виктор Зацепин (В. З.), Анна Изакар (А. И.), Андрей Карташов (А. К.), Никита Карцев (Н. К.), Петр Лезников (П. Л.), Лариса Малюкова (Л. М.), Ирина Павлова (И. П.), Денис Рузаев (Д. Р.), Дмитрий Савельев (Д. С.), Максим Семенов (М. С.), Елена Смирнова (Е. С.), Алена Солнцева (А. С.), Василий Степанов (В. С.), Тимофей Степанов (Т. С.), Константин Шавловский (К. Ш.), Лилия Шитенбург (Л. Ш.)
31 января
В конкурсе Роттердамского фестиваля «Жить». В своей второй режиссерской работе Василий Сигарев продолжает исследовать жанр бытовой трагедии, но уходит от социальной тематики к метафизике. Бьющую наотмашь историю о смерти и родных мертвецах, с которыми трудно расстаться, критики воспринимают по-разному. Одни утверждают, что говорить о фильме трудно (имея в виду цельность высказывания и поднятую тему), другие смотрят на «Жить» как на блистательный пример «эксплуатации» и вспоминают задушенного ежика из «Волчка», упрекая режиссера в том, что он хочет только одного — побольнее ударить зрителя. Несмотря на это, жюри «Кинотавра» присуждает Сигареву приз за режиссуру. Еще одной награды удостаивается оператор Алишер Хамидходжаев. В. С.
Февраль
«Леннаучфильм» становится филиалом «Центрнаучфильма». Через два года обе студии, а также Научно-исследовательский кинофотоинститут присоединят к киностудии им. Горького. Директор студии Сергей Зернов обещает возродить производство научно-популярных фильмов и даже сохранить легендарный советский бренд, однако многие эксперты и бывшие сотрудники киностудии в это не верят — они считают, что в ближайшее время территория в центре Петербурга пойдет с молотка. В 2015-м году на студии в производстве всего один фильм, большая часть площадей сдается в аренду. А. Е.
7 февраля
Создана Ассоциация анимационного кино. Президентом первого в России профсоюза аниматоров становится продюсер Илья Попов. Ядром ассоциации являются крупные студии, занимающиеся производством анимационного кино — в основном она представляет их интересы. Л. М.
15 февраля
«Завтра» — на Берлинском кинофестивале. Фильм бывшего фигуриста Андрея Грязева о русском протестном искусстве. В кадре — арт-группа «Война»: Вор, Коза, их годовалый сын Каспер, которого родители всюду берут с собой, и Леня ***, — их быт, споры об искусстве и политике, магазинные кражи, подготовка акций, жесткие задержания. Венчают фильм акция «Дворцовый переворот», после которой начинается уголовное преследование «Войны», и задержание Вора. Единственный персонаж, которому режиссер явно симпатизирует, — годовалый Каспер, еще не осознающий себя таковым участник «Войны», которому, как намекает название, и принадлежит «завтра». После показа участники арт-группы заявят, что не давали согласия на использование материалов и попытаются заблокировать показы фильма на международных кинофестивалях. К. Б.
Март
Одновременно выходят русские версии Variety и The Hollywood Reporter. Главным редактором Variety Russia становится ведущая Первого канала и глава Роскино Екатерина Мцитуридзе, а редакционным директором THR — телеведущая Мария Лемешева, человек из круга Никиты Михалкова. В отсутствие мощной национальной киноиндустрии выход на рынок сразу двух профессиональных журналов о кино кажется неоправданной роскошью. В декабре этого же года, подтверждая политические, а не коммерческие мотивы появления новых журналов о кино на русском рынке, прекратит свое существование печатная версия журнала Empire. Русская версия Variety не переживет нового кризиса и войны санкций, перестав выходить в 2015 году. К. Ш., В. С.
1 марта
«Гамер» получает приз критики на «Духе огня». Скромный дебют украинского режиссера Олега Сенцова о крымском подростке предлагает узнаваемого современного героя — молодого человека, не знающего, как распорядиться статической энергией молодости и сливающего жизнь в меланхолию компьютерных игр. Заняв призовое, но не первое место в одном из международных игровых турниров, главный герой возвращается в родную провинцию и обнаруживает, что реальная жизнь предлагает весьма ограниченный набор пользовательских сценариев с отсутствием возможности нажать на «рестарт». Несмотря на микробюджетность постановки, «Гамер» обнаруживает внятный режиссерский почерк. После показа фильма на нескольких международных фестивалях режиссера Олега Сенцова замечает профессиональная публика, и он начинает собирать средства на следующий проект, однако в режиссерскую карьеру крымчанина вмешивается непредсказуемая реальность. Украинские события 2014 года превращают Сенцова в одного из главных политических заключенных современной России. В 2015 году Олега Сенцова приговаривают к двадцати годам заключения по обвинению в террористической деятельности на территории присоединенного Крыма. Н. К., В. С.
20 марта
«Победить рак» на НТВ. Пример телевизионного фильма высокого профессионального качества на актуальную, но «запретную» тему, «Победить рак» фиксирует важный поворот общественного сознания. Федеральный эфир и гулкое эхо блогосферы недвусмысленно указывают на то, что благотворительность в тренде. Впоследствии эта тема станет едва ли не единственной точкой примирения и согласия для людей полярных политических взглядов. А. С., К. Ш.
23 апреля
На Первом канале — «Однажды в Ростове». Многофигурный эпический телероман основан на реальных событиях и объединяет в себе несколько ретро-сюжетов: расстрел рабочих во время забастовки в Новочеркасске, криминальную историю банды «фантомасов» и дело о переправке за границу диссидентских «хроник». Сериал пролежал несколько лет «на полке», но, появившись в эфире, оказывается востребованным и вызывает общественный резонанс. Бережная реконструкция фактуры времени, максимальная задействованность в сюжете реальных исторических персонажей и высококлассные актерские работы делают свое дело. И. П.
26 апреля
Первый показ фильма «Зима, уходи!». Осенью и зимой 2011 года десять учеников Марины Разбежкиной снимают «белоленточные» выступления москвичей. Коллективный фильм, смонтированный из многочасовых съемок, становится первой объемной хроникой социальных волнений, доказав, что метод документального наблюдения работает лучше, чем политическая аналитика. А. С.
21 мая
Фрагменты документального проекта «Срок» — в сети. Масштабный документальный проект Александра Расторгуева, Павла Костомарова и Алексея Пивоварова существует в нескольких ипостасях. Сначала в интернете — как хроника событий, связанных с протестами оппозиции (с января 2013-го эпизоды наряду с короткими документальными зарисовками и по другим важным общественным событиям выходят на новостном портале Lenta. ru; снимается также сетью операторов — в основном, выпускниками Марины Разбежкиной). Потом как фильм, который показывают на фестивалях и в 2014-м выкладывают на YouTube. Третьей ипостасью становится проект «Реальность», в который перерастает хроника «Срока»: теперь материал уже не только политической, но и частной жизни, снимают по всей стране обычные люди, а монтируют и выкладывают профессионалы. А. А., А. С.
21 мая
Министром культуры стал Владимир Мединский. Выпускник МГИМО, автор серии книг «Мифы о России» и председатель Военно-исторического общества, Владимир Мединский окажется одним из самых деятельных министров культуры в истории новой России. При нем фактически утрачивает самостоятельность Фонд кино, становится обязательной публичная защита проектов, претендующих на господдержку, решается ситуация с «Ленфильмом», принимается антипиратский закон, вводятся возрастные ограничения, запрещается мат в кино, а фестивальные фильмы обязываются получать прокатные удостоверения. Свое кредо министр емко выразит фразой: «Пусть расцветают все цветы, но поливать мы будем те, что нам нравятся». К. Ш.
25 мая
В Каннском конкурсе игровой фильм Лозницы «В тумане». Экранизация одноименного произведения Василя Быкова, краткая зарисовка партизанской жизни на территории оккупированной Белоруссии. Двое партизан ведут на расстрел старого друга, подозреваемого в связи с немцами, но по дороге попадают в засаду. После дебютного фильма Сергея Лозницы «Счастье мое», расколовшего критику на два непримиримых лагеря, обе стороны ждут от фильма в «В тумане» провокативного содержания. И, не обнаружив его, теряют к нему всякий интерес. В Каннах фильм получает спецприз ФИПРЕССИ. Н. К., К. Ш.
8 июня
«Кококо» на «Кинотавре». Если предыдущий фильм Авдотьи Смирновой «Два дня» был мечтой о счастливом браке власти и интеллигенции, то «Кококо» — вольная фантазия на тему «интеллигенция и народ». Анна Михалкова играет сотрудницу музея этнографии, посещающую митинги оппозиции, ее антипод Яна Троянова — гостью северной столицы, которая сваливается музейной барышне, как сосуля на голову. Обе актрисы были отмечены призами за лучшую женскую роль 23-го кинофестиваля «Кинотавр». Авдотья Смирнова подтверждает репутацию режиссера, знающего и любящего своих артистов. Н. К.
10 июня
На «Кинотавре» побеждает фильм «Я буду рядом». На голову режиссера Павла Руминова сваливается неожиданный успех: после громкого провала в прокате фильма «Мертвые дочери» он взял многолетнюю паузу и зарабатывал, в основном, монтируя трейлеры к прокатным фильмам. «Я буду рядом» снимался как сериал, материал у продюсеров выкупил Алексей Учитель. Мать (Мария Шалаева), узнав о смертельной болезни, ищет приемных родителей для своего сына — эта история, снятая оператором Федором Ляссом, покоряет жюри «Кинотавтра», в этом году состоящее только из режиссеров. В сериальном варианте сюжет фильма кардинально изменен, что не может не настораживать скептически настроенных критиков — если автор может сделать два противоположных фильма на одном и том же материале, не говорит ли это о его беспринципности? К. Ш.
18 июня
Первый фестиваль «Другое кино». Один из ярких эпизодов артхаусной дистрибуции: фильмы из каталога одноименной прокатной компании показывают в двадцати с лишним городах России. Главным партнером фестиваля выступает сеть «Синема парк». В регионах фестивальные фильмы демонстрируются в мультиплексах, и у случайно зашедших привыкших к обычному репетуару зрителей зачастую вызывают шок. Партизанскую борьбу за зрителя компания «Другое кино» вместе с куратором фестиваля Борисом Нелепо будет вести недолго: фестиваль просуществует всего три года. А. К., К. Ш.
21 июня
«Духless» открывает ММКФ. Книга Минаева и фильм Прыгунова имели успех, ибо наилучшим образом выразили русский взгляд на бешеные деньги. Если кредо американца изложено в «Волке с Уолл-стрит» («До чего же приятно, сладко, радостно и почетно быть в США законченным сукиным сыном!») — то раж русского миллионщика должен отягощаться приступами рефлексивной меланхолии. Серфинг на Канарах, плазменный экран, блондинка с маслинкой и на закуску — сексапильная грусть о собственном несовершенстве и греховности заемного злата. Для успешной симуляции грусти годится увлечение красоткой из модной протестной арт-группы: большой хапок в русской традиции всегда сочетался с революционными шашнями, ибо и то и другое круто. Упреки в позерстве легко отбиваются золотой банковской картой. Д. Г.
24 июня
Премьера «Орды» на ММКФ. Фильм Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова эффектно балансирует между житием (святителя Алексия) и историческим эпосом, не становясь ни чересчур мистическим, ни слишком светским, ни — тем более — обскурантистским. Среди главных достоинств фильма — отважная, тонко задуманная и исполненная параллель между Золотой Ордой и родным отечеством. Бессовестный и безбожный практицизм, согласно авторам фильма, — ордынское наследие, а цинизм — своеобразный ханский ярлык. Л. Ш.
26 июня
Кинодеятели поддерживают Pussy Riot. Обращение с просьбой освободить активисток подписывают, в числе прочих, Федор Бондарчук, Андрей Кончаловский, Алексей Герман, Эльдар Рязанов, Чулпан Хаматова, Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Евгений Миронов. В тексте письма указано, что подписавшие его по-разному оценивают акцию в Храме Христа Спасителя с точки зрения этики и морали, но согласны в том, что действия Pussy Riot не могут быть причиной уголовного преследования. А. Е.
22 июля
Умер Богдан Ступка. Богдан Ступка, главный актер украинского театра, получил звание «Народный артист СССР» в 1991-м, когда в этом звании смысла уже не было. В советском кино Ступка сыграл одну заметную роль, в фильме Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной», благополучно забытым в постперестроечной России. В 2004 году Ступка неожиданно возвращается теперь уже в российское кино, причем в статусе звезды-патриарха — не только по возрасту, но и по масштабу личности, по уже почти забытому уровню мастерства. Четыре роли (в фильмах «Свои», «Водитель для Веры», «Два в одном» и «Тарас Бульба») делают его главным актером второй половины нулевых. Л. А.
6 августа
Умер Валентин Черных. Собрание его сочинений включает более полусотни сценариев. По многим из них сделаны любимые публикой фильмы, а трилогия о народном таланте любить по-русски и вовсе сумела добиться любви в годы, когда это не удавалось почти никому. Но даже такой результат теряется в тени могучей славы, выпавшей вместе с «Оскаром» мелодраме «Москва слезам не верит». Парадная история драматурга Черных открывается именно «Москвой…», и это так же неоспоримо, как и то, что его «избранное» не существует без «Культпохода в театр», неброско украсившего советское кино примерно в те же годы, и без «Своих» — самого мощного фильма о войне, сделанного нашим кино в нулевые. Причем трагическая мощь «Своих» обеспечена прежде всего драматургией, примирившей «Нику» с «Золотым орлом». Д. С.
18 августа
«Шопинг-тур» побеждает в Выборге. Выбор модного жанра found footage в случае «Шопинг-тура» оправдан по двум причинам: во-первых, так страшнее; а во-вторых, это возможность снять убедительный фильм с минимальным бюджетом. Имитирует съемку на телефон оператор Александр Симонов. Финны-каннибалы — оксюморон, который особенно хорошо воспринимают на родине режиссера, в Петербурге. Добротному жанровому фильму о зверином оскале капитализма и страхах перед Западом фантастически не везет с прокатом. Практически целый год он томится на «полке» прокатчика, чтобы, отлежав свое, тихо затеряться в тени отечественного found footage блокбастера «Горько!». А. А., В. С.
30 августа
«Измена» в конкурсе Венецианского кинофестиваля. Фильм Кирилла Серебренникова вроде бы бежит от узнаваемых российских реалий и российских людей в аккуратную европеизированную абстракцию — к стылым анахроничным интерьерам и безымянным героям, передающим друг другу по очереди функции предателей и преданных. Но такое замещение в итоге, конечно, сработает противоположным образом — и сквозь трещащий европейский фасад начнут проступать вечные русские темы кровавого отмщения и коммуникации, которую на глазах сменяет тотальная немота. Д. Р.
1 сентября
18+. Вступает в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Больше всего недовольства вызывает нечеткость формулировок. В результате цензуре при телепоказе подвергнутся фильмы «Хрусталев, машину!» Алексея Германа, «Окно в Париж» Юрия Мамина, сериал Валерии Гай Германики «Школа» и многие другие. 25 мая 2015 года заместитель министра культуры Григорий Ивлиев заявит, что «нормы о маркировке информационной продукции оказались неработающими», и предложит оставить только значок для категории «18+». А. Е.
4 сентября
Фильм «Антон тут рядом» Любови Аркус показывают в Венеции. Документальный дебют известного киноведа оказывается неожиданно громким: у фильма о мальчике с аутизмом не широкий, но все-таки театральный прокат, «Закрытый показ», множество профессиональных наград (включая «Нику» и «Золотого орла»). Но главное — радикальное отрицание условных принципов современной документалистики. Пренебрегая негласными запретами, автор входит в жизнь своих героев, и сама становится одним из них. Отношения с мальчиком и то, как отражается его судьба в судьбе автора, — одна из тем фильма. Новаторская с точки зрения кино картина запускает большой процесс социальной помощи, изменяя не только мир Антона и Любы, но и многих других. Это первый случай столь прямого вторжения кино в реальность. А. С.
6 сентября
«Я тоже хочу» Алексея Балабанова в Венеции. Русская народная сказка о походе на край смерти, она же притча об исходе смертельно уставших душ: куда-то, лишь бы отсюда. Фирменный балабановский стиль, но с совершенно иной интонацией. Отчаяние тут сияет потусторонним ласковым светом. Заледеневшая безголовая Колокольня Счастья, затерянная в сердце вечной зимы, напоминает о леднике Кармадона, забравшем «туда» сразу всех. Снимая самый личный свой фильм, Алексей Балабанов, кажется, знал, что он будет последним. Режиссер с азартом репетирует в кадре свою смерть. Мне не больно. И — по-детски — я тоже хочу! К. Б.
11 сентября
В «РИА Новости» проходят общественные слушания по спасению «Ленфильма». Слушания проходят по инициативе Министерства культуры, на них рассматриваются две концепции развития студии — совета директоров, возглавляемого Эдуардом Пичугиным, и общественного совета, председателем которого является Светлана Кармалита. Концепцию общественного совета защищают в Москве Александр Сокуров и Андрей Сигле, однако в процессе защиты выясняется, что Светлана Кармалита как глава общественного совета поддерживает концепцию совета директоров. Последняя предусматривает коммерческий кредит студии в размере полутора миллиардов рублей. В итоге она и принимается экспертами. Впоследствии Александр Сокуров откажется войти в новый совет директоров «Ленфильма», который возглавит режиссер и продюсер Федор Бондарчук. Однако обаяние и сила убеждения последнего удержат режиссера на студии — Сокуров откроет фонд «Пример интонации», занимающийся поддержкой дебютного кино, который будет производить фильмы при участии «Ленфильма». Общественный совет «Ленфильма», созданный во время борьбы студии с АФК «Система», утратит смысл и фактически прекратит свое существование. К. Ш.
4 октября
Конкурс регионального кино «Офсайд». Кураторы Мария Кувшинова и Иван Чувиляев институционализируют феномен регионального кинематографа, набравшего к тому времени критическую массу фильмов и популярности на местах. На фоне повального увлечения локальным производством (от фермерской продукции до газеты «Псковская губерния») конкурс «Офсайд», проходящий в рамках самого нонконформистского столичного фестиваля «2morrow/Завтра», становится настоящим событием. Конкурс будет проводиться каждый год, но его кураторы столкнутся с тем, что в ежегодном формате пространства для выбора региональный кинематограф пока не оставляет. А. К., К. Ш.
14 октября
«Жизнь и судьба» на канале «Россия». К юбилею волжской битвы каналу «Россия» понадобилось что-то про Сталинград, но без евреев. Холокостом Гроссман маркировал нацизм как абсолютное зло — канонизируя тем въедливый и многогрешный русский народ в ушанках со звездой. Вычистив Мостовских, Даренских, Левинтонов и оставив репрезентировать нацию лишь милейшего Штрума, авторы снизили масштаб саги на порядок, да еще и выхолостили жестоковыйный, подлинно толстовский морализм. Роман сулил неотвратимую кару слепцам, предавшим ближнего ради эгалитарных абстракций: Мостовскому, Крымову и Штруму, на чье самоубийство впрямую намекала финальная глава. Ночной звонок ему Сталина был поцелуем Мефистофеля Фаусту — на каковое иносказание тоже не решились в свете низового сталинистского реванша. После чего сливший всю метафизику сценарист Володарский заявил в интервью, что исправил «гнилой роман гнилого писателя» — и немедленно умер. Скверный сценарий скверного адаптера пришлось поднимать на должный уровень режиссеру. Кадр матери над сыновьей могилой, в который при отъезде попадает сорок, сто, тысяча крестов заснеженного всероссийского погоста, войдет в число величайших образов национального кино — благодаря Урсуляку, и только. Д. Г.
18 октября
Выходит «Последняя сказка Риты» Литвиновой. Манерная красавица Таня Неубивко, работающая медсестрой, настоящую свою работу совершает для смерти — служит ее посланником и бережно провожает души умирающих в мир иной. «Сказка» — вторая полнометражная режиссерская работа Ренаты Литвиновой, и все здесь устроено по ее особенным законам обшарпанной магической реальности. Роль Тани исполняет тоже она. В истории про умирающую девушку Маргариту Готье союзницей Литвиновой становится Татьяна Друбич, местом действия — морг, лес и московские руины. Во многом несуразная, в целом полная безошибочно узнаваемого очарования, «Сказка» стала одним из главных эпизодов карьеры Литвиновой как автора. Н. Г.
7 ноября
Закрывается московский кинотеатр «Киномир». Открывшийся в 1996 году, этот кинотеатр был первым в России однозальником, сочетавшим в себе попкорн и звук Dоlby Digital. До кинотеатрального бума нулевых именно здесь будут представлять самые громкие голливудские премьеры. После «Киномира» почти каждый кинотеатр в России обзаведется стойкой для кукурузы и кока-колы, а объемное звучание станет неоспоримым преимуществом кинопросмотра перед видео. К 2016 году количество современных кинозалов в России перевалит за 4 тысячи. Большинство из них расположены в мультиплексах и торговых центрах. Однозальников чуть больше 400. В. С.
15 ноября
Выходит фильм «Рассказы». Альманах Михаила Сегала из четырех новелл, объединенных сквозной линией злоключений рукописи молодого писателя. Здесь есть одна абсурдистская комедия о мещанах — короткометражка «Мир крепежа», получившая годом ранее приз «Кинотавра», один памфлет о пирамиде коррупции, один псевдохоррор о смерти русской литературы, а также эротический ромком о потере связывающего поколения культурного кода, пустивший в народ хлесткую фразу: «О чем с тобой трахаться?». Эта картина вводит Михаила Сегала в актуальный контекст. К. Б.
16 ноября
«Вечное возвращение» Киры Муратовой на Римском кинофестивале. Образец муратовской эстетики и драматургии, притворившийся кинопробами умершего классика, которые смотрят продюсеры несложившегося фильма. Одну и ту же сцену встречи постаревших однокурсников раз за разом разыгрывают различные актерские дуэты: от Ренаты Литвиновой и Сергея Маковецкого до Аллы Демидовой и Олега Табакова. Варьируются обстоятельства и саундтреки (от Петра Лещенко до Земфиры), но вырваться из мертвой петли памяти нет никакой возможности. Сама автор называет фильм последним и на любые вопросы о творческих планах отвечает, что устала от кино. Н. К., В. С.
28 ноября
Продан архив Андрея Тарковского. Коллекция документов, принадлежавшая Ольге Сурковой, уходит на аукционе «Сотбис» за 2,1 миллиона долларов. Архив куплен представителем Ивановской области, с которым соревновались режиссер Ларс фон Триер и неизвестный коллекционер, и оказывается в доме-музее режиссера в Юрьевце. В профессиональном сообществе до сих пор ведутся споры о соотвествии цены качеству купленных материалов. А. Е.
3 декабря
Открывается Московская школа нового кино. Ее амбиция — создать принципиально иной подход к кинообучению, отличный от ВГИКа и ВКСР, не справляющихся с запросами времени. Школа делает ставку на междисциплинарность, кинематограф нулевых и обучение «зрению». Учебному процессу недостает системности, но основателям удается собрать в своих стенах лучших действующих представителей профессии и прогрессивных гуманитариев. А. А.
3 декабря
Умер Федор Хитрук. Будущий патриарх советской мультипликационной школы пришел на «Союзмультфильм», едва тот успел родиться. Четверть века за вычетом военных лет ушло на освоение ремесла и подступы к авторству — зато уже в «Истории одного преступления» не было и следа робости. Она открыла оригинального автора, смелого в обращении с острой формой, и стала первым ростком чудо-дерева авторской мультипликации. Да и позднее режиссер Федор Хитрук не затерялся в тени своих разнообразно талантливых учеников, был интересен и безошибочно узнаваем — во взрослой ли притче «Остров», в «Винни-Пухе» ли для детей всех поколений. Д. С., Т. С.
3 декабря
Запуск iTunes для российских пользователей. В стране появился еще один легальный канал онлайн-дистрибуции. Для пользователей техники Apple купить фильм в iTunes проще, чем скачать пиратскую копию. А. К.
20 декабря
Премия «Голос». Основанная кинокритиками Антоном Долиным и Константином Шавловским, премия становится своеобразным «молодежным крылом» Гильдии киноведов и кинокритиков России. «Голос» ежегодно присуждается лучшему фильму на церемонии вручения главной кинокритической премии «Белый слон». В голосовании участвуют критики в возрасте до 33 лет. А. Е.
31 декабря
Выходит «Снежная королева». Один из самых успешных российских анимационных проектов нового времени. Обе части «Снежной королевы» на данный момент проданы в более чем 130 стран по всему миру. Завершается работа над третьей частью. Л. М.
Читать дальше: 2013-й
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко