18+
65

Хроника кино. 2013 год

Нулевые принято считать эпохой возвращения российского кино. После провала девяностых заново отстраивается кинопрокат, несколько прокатных хитов реанимируют подорванное доверие зрителя, на месте умерших советских институций спешно формируются новые. «Сеанс» составляет свой отчет о том, к чему пришло наше кино за пятнадцать последних лет. Хроника событий, мнения экспертов и интервью с представителями индустрии.

Эта история еще не стала учебником. Каждый из двадцати трех авторов этой хроники выполнял свою задачу: писал о премьерах и фестивалях, индустриальных и бюрократический новшествах, смертях и дебютах, не стараясь быть беспристрастным. Вместе эти тексты сложились в гигантский пазл — 15 лет новейшей истории нашего кино.

Авторы: Любовь Аркус (Л. А.), Алексей Артамонов (А. А.), Катерина Белоглазова (К. Б.), Наиля Гольман (Н. Г.), Денис Горелов (Д. Г.), Алексей Гусев (А. Г.), Алексей Елисеев (А. Е.), Виктор Зацепин (В. З.), Анна Изакар (А. И.), Андрей Карташов (А. К.), Никита Карцев (Н. К.), Петр Лезников (П. Л.), Лариса Малюкова (Л. М.), Ирина Павлова (И. П.), Денис Рузаев (Д. Р.), Дмитрий Савельев (Д. С.), Максим Семенов (М. С.), Елена Смирнова (Е. С.), Алена Солнцева (А. С.), Василий Степанов (В. С.), Тимофей Степанов (Т. С.), Константин Шавловский (К. Ш.), Лилия Шитенбург (Л. Ш.)

 

11 января

100 фильмов для школьников. Минкульт публикует список из 100 фильмов, рекомендованных к просмотру школьникам. Идея впервые озвучена председателем СК РФ Никитой Михалковым — он предлагал ввести в школах уроки для изучения российского кинематографа. Осенью 2012-го все желающие смогли предложить по три фильма для включения в список на сайте «Культура. рф», который позже скорректировали эксперты. Затем список был отправлен на доработку в Минобр. Практическая реализация проекта начнется в 2016 году: в Москве и других городах для школьников пройдут бесплатные показы фильмов из списка, сопровождающиеся видеолекциями с комментариями кинематографистов. Лекции, как и сами фильмы, будут доступны на сайте «Культура. рф». А. А.

29 января

Фонд кино возглавляет Антон Малышев. Три года под руководством Сергея Толстикова Фонд претендовал на то, чтобы самостоятельно определять кинополитику в стране, часто позволяя себе выходить за рамки полномочий. После его ухода «двоевластие» в кино закончится — теперь Фонд будет отвечать только за коммерческий кинематограф и долю российского кино в прокате. К. Ш.

8 февраля

«За Маркса…» на Берлинском кинофестивале. Автор культового «Зеленого слоника» Светлана Баскова сняла откровенно ангажированный фильм про и для рабочих. Для дидактической эпической драмы, поставленной по правилам Брехта, фильм сделан слишком небрежно, и понимания у массового зрителя он не находит. А. А.

9 февраля

«Долгая счастливая жизнь» в конкурсе Берлинского кинофестиваля. Позаимствовав название у фильма Геннадия Шпаликова и альбома «Гражданской обороны», а коллизию — из классического вестерна «Ровно в полдень», Хлебников снимает кино о неудачливом фермере, пытающемся пойти против местной власти и предотвратить застройку своих картофельных полей с помощью наемных работников, которые вскоре его предают. Картина не вызывает энтузиазма ни у публики, ни у критики. Судьба схожего по сюжетным обстоятельствам «Левиафана» Андрея Звягинцева сложится по-другому. Н. К., В. С.

21 февраля

Умер Алексей Герман. В поле внешних обстоятельств жизнь Германа в кино почти поровну делится на мрак с побиванием камнями и свет с почестями и великолепием возможностей. Смысла в этой черно-белой схеме, однако, ноль. Три с половиной фильма за двадцать лет «под прессом» и всего два за двадцать с лишним лет «свободных» — эти цифры знают совсем другую правду о жизни, которая вся была для кино и которая себя — жилы, кровь, нервы, печенку — целенаправленно в кино перерабатывала. Да и любого угодившего попутно в эту молотилку не щадила. Вокруг могло происходить что угодно — к его, Германа, существованию это отношения не имело. Своей жизнью он распоряжался сам — всецело в пользу своего кино, в котором второй план, захватив первый, от фильма к фильму все тяжелее и мучительнее набухал естеством автора — пока не принял его в себя целиком в трагической фреске-магме «Трудно быть богом». Д. С.

3 марта

Умер Герц Франк. Его фильмы преобразили казенный язык советских документалок с их праведными передовиками и благочестивыми колхозницами. Но Франк был не только реформатором, но и глубоким мыслителем, пытавшимся разобраться в природе человеческого. Кто мы? На что мы можем надеяться? Что такое человек? Эти вопросы он чаще всего обращал к себе самому, но ответить на них мог только зритель, который после каждого его фильма становился старше. Кто-то — на десять минут, кто-то — на целую жизнь. Напоминая о том, что документальное кино может быть жестоким и целебным, как нож хирурга, за десять лет до смерти в своем «Флэшбэке» Франк снял операцию на собственном сердце, которое столько лет принимало в себя беды и боли реальных людей. Герц, сердце — так его звали. М. С., В. С.

6 марта

Умер Андрей Панин. Один из главных актеров нулевых погиб при невыясненных обстоятельствах. Его слава в кино началась с Морячка и характерной присказки «Мама, не горюй!» — с тех пор безупречная органика, неброская внешность, умная эксцентрика, цепкий глаз, хищный прищур и быстрый, обманчиво-беззаботный говорок, с шепотком и присвистом, оказались очень востребованы едва ли не в любом сюжете, особенно когда дело касалось криминала — то есть настоящей жизни серьезных людей, как утверждало время. Сыгранные актером персонажи знали эту жизнь насквозь — следователи и особисты, эсеры и менты, русские бандиты и ордынские ханы, люди Достоевского и герои войны, — они не страшились жестокости, не привыкли испытывать иллюзий и всему знали цену. «Не ошибаюсь, Родион Романыч. Черточку такую имею». И вправду — не ошибались. Л. Ш.

10 апреля

На экранах «Легенда No 17». Хоккей был нашим всем, а Харламов был всем в хоккее. Советская Россия изобрела виртуозный комбинационный стиль, стоящий на стопроцентной сыгранности пятерок и круглогодичных тренировках сборной, малоотличимой от хребтообразующего ЦСКА. Таранный, локтевой, блатняцкий североамериканский хоккей имел в соревновании с русской «серпантинкой» мало шансов — что и показал Николай Лебедев, впервые вынесший на экран сложную хореографию ледовых побоищ. Пара Меньшиков — Козловский, мало похожая на грузного Тарасова и юркого Харламова, в сознании народа заместила оригинал. Фильм совпал с подспудным самовзводом нации на большую победу — редкий случай, когда экранное исполнение гимна поднимает зрителей на ноги. Д. Г.

24 апреля

«Движение» — национальный кинофестиваль дебютов в Омске. Президент фестиваля — Артем Михалков, продюсер — Полина Зуева. Программируемый Стасом Тыркиным фестиваль делает ставку на мультиформатность (от дока до видеоарта) и гибридные жанры. В основную конкурсную программу принимаются не вышедшие в прокат российские картины, дебютные для режиссера и/или любых других членов съемочной группы, причем неигровые и телевизионные работы соревнуются наравне с игровым полнометражным кино. За несколько лет расширившийся смотр станет заметным явлением, открывая новые имена и точки на кинематографической карте России. А. А.

18 мая

Умер Алексей Балабанов. Смерть пришла за Балабановым на берег Финского залива, где он писал новый сценарий — о зрячем брате, живущем внутри слепого. Позже текст опубликуют, и станет очевидно — фильм про «камеру-обскуру» в человеческой голове не снять никому, кроме автора «Брата», «Про уродов и людей», «Кочегара». Для русского кино Балабанов был поистине уникальным режиссером. Возможно, единственным, кто чувствовал фактуру русской жизни во всем ее безысходном богатстве. Это отметят все, кто будет говорить о нем после смерти: не идя на компромиссы с собой и аудиторией, Балабанову удавалось быть народным автором, даже когда народ не очень-то хотел ему внимать (как было с «Грузом-200»). Он всегда говорил о больном, надеясь, что обращается к своим. Смерть снимет последние вопросы: в ее безжалостную режиссуру поверят даже самые прагматичные зрители. Полгода назад Балабанов репетировал уход на экране в «Я тоже хочу». И вот действительно ушел. Неожиданно и навсегда. Колокольня, забиравшая на планету счастья, рухнет через сорок дней. Портал закроется. Останутся фильмы. В. С.

24 мая

Умер Петр Тодоровский. В хуциевском «Был месяц май» режиссер Тодоровский сыграл себя — комвзвода минометчиков, лежащего в муравах и не верящего, что мир теперь будет всегда. Так и не поверил. Героя первой же картины «Верность» назвал именем погибшего друга: Володя Никитин. В новые времена сдал сценарий сериала «Курсанты» — о выпуске, павшем на Курской дуге, и о Володе Никитине. Фронт сидел в нем осколком, занозой, фантомной болью ампутированных товарищей. Чтоб уйти от призраков, П. Е. снимал народное кино о ядреных дамах — «Интердевочку» и «Любимую женщину механика Гаврилова». А на «Оскар» номинировался все равно за «Военно-полевой роман» — историю человека, признавшего окопную богиню в уличной хабалке. Война почти не поминалась в чудесном «Городском романсе» — лавстори участкового терапевта и воспиталки детсада. Терапевта звали Никитин. Д. Г.

24 мая

Продюсеры спорят о руководящей роли государства в отрасли. На совещании с Владимиром Путиным по вопросам кинематографии продюсеры Александр Акопов и Сергей Сельянов спорят о необходимости создания госкомпании, которая бы занималась продюсерской и дистрибьюторской деятельностью. Предложение исходит от Акопова и обращено в адрес президента. Сергей Сельянов в резкой форме возражает сначала Акопову, а затем вступает в полемику с президентом: «Нечего городить какие-то предприятия бессмысленные и превращать продюсеров, у которых есть компетенция, в какие-то придатки, в исполнителей заказов. Это амбициозный вид деятельности, для него нужна энергия. Исполнители заказов — это другой вид деятельности. Это в армию, в Казахстан, к министру обороны». Путин идею создания госкомпании не поддержит. К. Ш.

Июнь

Краудфандинг — новое явление российского кинорынка. Одновременно начинаются две масштабные онлайн-кампании по сбору денег: одну открывает Гарри Бардин для трилогии «Три мелодии», другую — Андрей Шальопа для фильма о 28 панфиловцах. Проекты получат от интернет-пользователей два и три миллиона рублей соответственно. Бюджет полного метра краудфандингом пока не собрать (хотя недорогим фильмам это удавалось), но окупить часть затрат и продемонстрировать инвесторам зрительский интерес вполне возможно. Впоследствии метод краудфандинга станет особенно популярен у документалистов. Основными площадками в России станут Boomstarter и Planeta. А. К.

6 июня

Открыт Центр документального кино. Первый кинотеатр документального кино в России открывается в архитектурном комплексе Провиантских складов Музея Москвы при поддержке московского департамента культуры, который возглавляет Сергей Капков. Место, которое находится совсем недалеко от реформированного тем же Капковым Парка Горького, полностью вписывается в систему ценностей московского «креативного класса» и довольно быстро становится модным. Впоследствии ЦДК обрастет медиатекой (обширное цифровое собрание архивного документального кино), а с 2015 года будет выпускать документальные фильмы в ограниченный прокат по России. К. Ш.

9 июня

«Географ глобус пропил» получает четыре приза на «Кинотавре». Экранизируя одноименный роман Алексея Иванова, Александр Велединский действие перенес из девяностых годов в десятые, а главного героя сделал человеком бесповоротно взрослым. Герой Константина Хабенского соответствует всем классическим параметрам «лишнего человека» — с той лишь существенной разницей, что загнанный жизнью в угол географ пребывает в состоянии удивительной душевной гармонии. Убогий быт, мучительные взаимоотношения и тихая смерть надежд — не помеха для истинного созерцателя, который способен на все, даже «пропить глобус», но ни за что не даст миру себя поймать. Кино, которое в философском осмыслении человека продвинулось дальше литературы, — редчайший сюжет на русской почве. Л. Ш.

9 июня

«Труба» получает приз на «Кинотавре». Панорама жизни от Уренгоя до Кельна — через отверстие газовой трубы. Кадры выверены, темп и ритм подчинены поэтической логике. В фильме много праздников и ритуалов, однако свадьбы и похороны не радостны и не печальны — в них слышен будничный гул представшей взгляду «просто жизни». Виталий Манский постулирует равнозначность материала и авторскую дистанцию, но движение газа с востока на запад неизбежно наводит фокус на тех, кого обнесли золотоносным потоком: деревню близ трубы все так же отапливают дровами, вечный огонь для украинских ветеранов едва зажгут и сразу погасят. Единственный неигровой фильм в конкурсе «Кинотавра» отмечен призом за лучшую режиссуру. К. Б.

7 июня

Умер Владимир Дмитриев. В течение многих лет — худрук Госфильмофонда, бог и змей киноархивного дела. Один из собирателей грандиозной синематеки, сравнимой объемами с парижской и нью-йоркской. Кинобарахольщик, считавший достойным хранения любое изображение на пленке: от софт-порно до китайского агитпропа, — чем парадоксально сблизившийся с молодым постмодернистским поколением. Участник всех спецопераций Фонда по охране коллекции от советской угрозы — саботажа хрущевских приказов сжечь трофейную нацистскую хронику (главный обменный фонд!) и горбачевских инициатив вернуть ее Германии. Лично пресекал попытки республиканских кинофондов изъять негативы национальной классики: «Продюсер — Госкино СССР, фильмы наши». Директор бакинского фильмохранилища рассказывал, как в годы нарфронтовской смуты пленки сжигались на кострах как чуждые новому Азербайджану. Дмитриев бы на его месте выставил на чердак пулемет и бился за коллекцию до последнего патрона. Всякий знавший В. Ю. поймет, что это не гипербола. Д. Г.

17 июня

Видеоверсию «Серсо» Анатолия Васильева показывают в кинотеатре «Пионер». Фильм смонтирован Васильевым из видеозаписей его легендарного спектакля по пьесе Виктора Славкина, премьера которого состоялась в 1985 году на Малой сцене Театра на Таганке: «Мы возвращаем вам “Серсо”, запечатленное на старую видеопленку и случайно найденное в архивах, на чердаке одного московского театра». Критики пишут, что мастерски смонтированная версия спектакля одного из главных театральных деятелей 1980–1990-х не просто воскрешает воспоминания о нем, но и многократно их усиливает. Этот и немногочисленные последующие показы проходят при полном аншлаге. С этого события начинается постепенное возвращение в Россию режиссера, в 2006-м уволенного с поста директора собственного театра и почти десять лет работавшего во Франции.

26 июля

Первый питчинг Министерства культуры заканчивается скандалом. Занявший по результатам экспертного голосования высокое место в рейтинге на первом открытом конкурсе проектов в Минкульте фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» не попадает в список фильмов, рекомендованных к получению госфинансирования, который оглашен на финальном брифинге Владимиром Мединским. Эксперты подписывают протокол, в котором выражают особое мнение, а также пишут письмо министру культуры. В прессе разгорается скандал, сотрудники министерства, ссылаясь на мнение военно-исторического совета, объясняют исключение фильма Миндадзе историческими неточностями в сценарии, касающимся освещения событий Второй мировой войны. В результате общественного резонанса «Милый Ханс, дорогой Петр» попадет на рассмотрение попечительского совета Фонда кино в октябре и получит госфинансирование. К. Ш.

1 августа

Вступил в силу антипиратский закон. Он предполагает ответственность сайтов за размещение пиратского контента вплоть до пожизненной блокировки. Борьба за его принятие велась довольно долго, но убедить правительство в необходимости принятия антипиратского закона получается только тогда, когда требования правообладателей совпали с общей запретительной политикой государства. К. Ш.

10 августа

«Зимний путь» на фестивале «Окно в Европу». Заметный дебют ушедших в кинорежиссуру актеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой получает в Выборге приз Гильдии киноведов и кинокритиков, однако прокатную судьбу картины это не упрощает. На фоне развернувшейся в России гомофобной кампании эстетская гей-драма сначала едва не лишается прокатного удостоверения (хотя Минкульт эту информацию опровергает), а позже от показов отказываются «Родина» в Петербурге и киноцентр «Соловей» в Москве. Только в феврале «Зимний путь» доберется до ограниченного проката с рейтингом «18+». В. С.

23 августа

Первый фестиваль короткометражного кино «Короче» в Калининграде. Фестиваль скорее продюсерский, чем зрительский. Основная его цель — поиск молодых талантов, потенциально способных на создание кассового кино; попечительский совет целиком состоит из продюсеров. Конкурс формируется в результате открытого приема заявок и ориентируется в первую очередь на фильмы категории «арт-мейнстрим». Победители получают денежные призы (общий фонд — 1 млн рублей) и помощь в создании дебютного полного метра. «Короче» становится одним из самых крупных и влиятельных в своей области, хотя это не единственный фестиваль короткого метра в России — мода на короткометражки началась еще в середине нулевых и с тех пор только набирает обороты. А. А., К. Ш.

23 августа

«Край света» на Сахалине. С приходом новой команды фестиваль в Южно-Сахалинске меняет название (раньше он назывался «Сахалинский экран») и становится одним из важных пунктов на фестивальной карте России. Фестиваль пользуется режимом наибольшего благоприятствования как со стороны региональной власти, так и со стороны кинематографического сообщества, а работа тандема продюсера Алексея Аграновича с программным директором Алексеем Медведевым приводит к аншлагам на показах фильмов таких авторов, как Цзя Чжанке (он впервые приезжает в Россию), Александр Сокуров и Ким Ки Дук. Через год после ареста губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, случившегося в 2015 году, «Край света» поменяет концепцию и команду: его новые руководители известны по фестивалю патриотического кино «Волоколамский рубеж» и «Амурской осени» в Благовещенске, где вместо актуального мирового кино дают антрепризные спектакли. К. Ш.

23 августа

Умер Вадим Юсов. Много лет заведуя операторской кафедрой во ВГИКе, он учил студентов быть глазами режиссеров — не вмешиваясь, не деформируя, только лишь оснащая чужое видение зрением. У него не было манеры, не было даже излюбленных приемов, и среди шедевров, им снятых, — среди которых «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Они сражались за Родину» и «Черный монах», — как ни тщись, общности не обнаружишь. Если в «юсовском кинематографе» и была какая-то специфика, то не в стиле — но в той особой прочности, незыблемости, которую обретало запечатленное им пространство. Он снимал войну так, словно она будет продолжаться вечно, а дом в «Солярисе» — словно он всегда ждет своих блудных питомцев, и его Москва 61-го оказалась надежнее и памятнее тех, кто по ней шагал. А. Г.

10 октября

Открывается арт-пространство «Лендок». В особняке на Крюковом канале, где располагается единственная сохранившаяся к этому времени в России студия документальных фильмов, усилиями директора Алексея Тельнова и его команды создается арт-пространство «Лендок» — с регулярными выставками, лекциями и кинопоказами. Оригинальная попытка выжить в условиях стабильного отсутствия финансирования со стороны государства на фоне циркулирующих в медийном пространстве слухов о приватизации (Санкт-Петербургская студия документальных фильмов была акционирована в 2009 году, 100 % акций принадлежит Росимуществу). А. Е., К. Ш.

10 октября

В прокате «Сталинград» Федора Бондарчука. Русский спасатель с «говорящей» седой бородой и космами заговаривает зубы откапываемой из подвала жертве байками про своих пятерых отцов, погибших в сталинградском подвале, но спасших мир и маму. В сценарии финальный разворот в кадр открывал лицо немецкого офицера: герой, не зная того, был не сыном разведгруппы «Калуга», а плодом насилия над матерью смертного врага. Рожденных в пекле войны мальчиков принято рассматривать в качестве второго пришествия — и внешность вкупе с избранной профессией подводит к тому напрямую. Идея богоявленья из смертной сшибки антагонистических наций на пике взаимоубийства имела шанс на «Оскар», но была бы проклята дома. Продюсер Роднянский с режиссером Бондарчуком конец отрезали — превратив притчу в рядовой бой не ради славы, ради жизни на земле. Не меньше — но и не больше. Фильм выходит во всеоружии масштабной рекламной поддержки и в новом для России формате IMAX 3D; несмотря на споры, он становится главным отечественным хитом 2013 года, заработав только в российских кинотеатрах больше пятидесяти миллионов долларов. Д. Г.

24 октября

В прокате — «Горько!» Жоры Крыжовникова. Камера, не вовремя включенная на свадьбе, запечатлит многое, что хозяевам хотелось бы скрыть, — о том «Крестный отец», «Элиза» и олтмановская «Свадьба». Коренные русские греха не таят и сраму не имут, ибо не разумеют — о том фильм режиссера Андрея Першина, назвавшегося ради юродства Жорой Крыжовниковым. Героев «Свадьбы», «Элизы» и «Крестного отца» ждут в аду и, вероятно, уже дождались. Куда деть вздорных, базарных, бухих, татуированных и очень-очень громких свадебных рядовых из «Горько!» — Бог до сих пор ломает голову, а Крыжовников ему подсказок не дает. Редкий случай, когда фильм глянулся и ненавистникам, и адвокатам русского мира без тормозов. «Говорю ж, быдло», — бушуют одни. «Да, хвост видно, — перечат другие, — но душу бессмертную это не отменяет». И ведь в самом деле не отменяет. Прокатный успех «Горько!» закрепляет за дебютантом Крыжовниковым статус главного комедиографа России. Группа немедля приступает к съемкам сиквела. Д. Г.

13 ноября

«Трудно быть богом» Алексея Германа в Риме. Последний фильм Алексея Германа был в производстве больше пятнадцати лет и для части профессионального сообщества стал событием уже в 2008 году, после инициированного «Сеансом» показа финального монтажа с черновым звуком. К прокату (сведение звука и цветокоррекция) легенда готовится уже после смерти классика, который запоздало удостаивается внимания международного фестивального и критического сообщества. Важный текст о картине пишет Умберто Эко. Относительно широкий прокат ленты в 2014 году убеждает в том, что российская публика в массе своей не разучилась воспринимать кино такого уровня сложности. Трехчасовой фильм погружает зрителя в мрачную и предельно натуралистичную атмосферу Средневековья и вызывает полярные отзывы. Не среди профессионалов, которые вручают фильму семь премий «Ника», а прежде всего у поклонников Стругацких. М. С., В. С.

16 ноября

На СТС мульсериал «Алиса знает, что делать!» Проект по мотивам книг Кира Булычева запускает компания «Базелевс». Сериал показывают телеканалы в Латинской Америке, Испании, Португалии, Италии, странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки. Об успехе проекта свидетельствует и его попадание в лонг-лист международной телевизионной премии Emmy Kids в номинации «Лучшая анимация». Л. М.

29 ноября

Фильм «Pussy против Путина» получает приз на фестивале IDFA. Неудивительно, что документальная лента о группе Pussy Riot, участницы которой на тот момент еще отбывают срок за хулиганство в чувашской и нижегородской колониях, отмечена крупнейшим фестивалем неигрового кино. Как неудивительно и то, что показы фильма в России подвергнутся цензурному давлению. Российскую премьеру на фестивале «Послание к человеку» в 2014 году заблокируют, и в итоге единственный показ частным образом проведет программный директор Алексей Медведев. А. К., К. Ш.

2 декабря

На Первом канале — «Оттепель». Ретро-сериал Валерия Тодоровского — сыновний диалог с эпохой шестидесятых. На экране — «Мосфильм» времен расцвета со всеми его романтическими и мелодраматическими тайнами. Для тех, кто знает об оттепели только благодаря кино, режиссер помещает один фильм внутри другого: герои условного «Июльского дождя» согласно сюжету должны трудиться на съемках условной «Стряпухи». Зрители, заставшие эпоху, горячо обсуждают «аутентичность» деталей (не те интерьеры, не те ресницы, герои слишком много курят и слишком мало радуются). Возникшего сравнения с американским Mad Men сериал не выдерживает. Тем проще за неполной достоверностью быта спрятать главные чужеродные детали: отсутствие «аутентичной» фотогении и непосредственно связанное с ней глухое отчаяние, неожиданно проявившееся в героях шестидесятых. «Оттепель» — ностальгическая утопия для тех, кто уже знает, что зима близко. Л. Ш.

9 декабря

«Последний лимузин» — лучший полнометражный фильм «Артдокфеста». Свой дебют о последних годах работы ЗИЛа Дарья Хлесткина снимала три года, начав, по заданию Марины Разбежкиной, делать коллективный проект о людях труда. Получился фильм о том, как большой завод прощается с тем, что в течение многих лет составляло смысл его существования, как уходит жизнь из цехов, как люди смиряются со своей ненужностью. Сюжет о лимузинах, которые заказали, но так и не забрали, что называется, подарила сама жизнь. Но интонацию принесла Даша, растворившаяся как автор в заурядно-трагических буднях. Первый большой фильм окажется для нее последним: режиссер умрет в начале 2015 года после долгой борьбы с раком. А. С.

Читать дальше: 2014-й

Чаплин
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»