Ребенок ex machina


«Естественный человек» в тисках цивилизации

«Рваные башмаки», 1933, реж. Маргарита Барская

В советском кино тридцатых годов было гораздо больше машин, чем живых людей. Машины рассуждали о революции, судьбе пролетариата и справедливости, выслеживали врагов, митинговали, цитировали Ленина, погибали за идею. Коммунистическая эйфория была тем маслом, которым смазывали моторы коммунистических сердец.

«Рваные башмаки» Барской — удивительное исключение. Это фильм не о машинах, а о трагедии людей, живущих в эпоху техногенного милитаризма. Взрослым, чей мир-завод функционирует как отлаженный на века механизм, противопоставлен органический детский мир-сад, наполненный трогательными вещичками, веселыми игрушечками, сколь прекрасными, столь и необязательными: гудочками, формочками, трубочками. Но прошедшие курс политического воспитания и загипнотизированные эффектными речевками дети идут в революцию, толком не понимая, за что им придется положить жизнь.

Спеша помочь взрослым из естественной тяги к приключениям, они не замечают, как целенаправленными стараниями наставников превращаются в маленьких коммунистов и фашистов.

Рваные башмаки, 1933, реж. Маргарита Барская

Дети играют в политику так же, как до этого играли в больницу, только вот вражеская пуля, в отличие от скарлатины, оказывается настоящей, и крошечный мальчик отдает свою жизнь за непонятную взрослую игру.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: