Наивно. Супер.
СЕАНС – 29/30
Петербург празднует свой новый имидж. Он возник внезапно и сформировался стремительно. Застрельщицей была «Прогулка» Алексея Учителя — там юбилейные леса обещали скорую красоту, по улицам шатались симпатичные раскованные люди. Джипы с тонированными стеклами остались где-то на «улицах разбитых фонарей». Спустя три года кинематографический Петербург окончательно превратился в стильную штучку — отмытые фасады, уютные крыши, проходные дворы. Здесь не только гуляют, но и живут — расслабленные европейцы модных профессий, не обделенные умом, вкусом и чувством юмора. О них искренне и легко рассказала Оксана Бычкова в своем дебютном фильме «Питер FM». И вышло так, что ожидаемые слабости обернулись неожиданными достоинствами.
«Питер FM» — «Сеансу» отвечают…
Максим Васильев (Цыганов) — перспективный архитектор, которому предлагают контракт в Германии. Он из Нижнего Новгорода, сделал себя сам, легок на подъем, влюблен в свою профессию, а значит — в Петербург. Его коллеги — прогрессивные люди. Они знают, что в Берлине хорошо и почти без ошибок произносят название группы Einsturzende Neubauten. Маша Емельянова (Федулова) — диджей на условном питерском радио, чьи позывные произносятся бархатным баритоном с «Эрмитажа», а ротация близка «Русскому радио». Маша, правда, партизанит в прямом эфире, то запуская ямайские рок-н-роллы, то открыто издеваясь над спонсорами выпусков новостей. К тому же она постоянно опаздывает на работу и на пару с коллегой Лерой (Рахманова) кормит салатом и ржаными краюшками живущую в офисе черепаху. Максима недавно оставила девушка — для нее он был недостаточно буржуазен. Маша собирается замуж. Своего жениха Костю (Барабаш) она знает с первого класса. Он хорошо зарабатывает, отличается домовитостью, гротескно уныл, безнадежно одет. Максим грустит о прошлом, Маша — о будущем. Их параллели встретятся в самом конце. Потому что в самом начале Маша потеряет мобильный телефон, переходя в толпе Большой проспект Петроградской стороны у площади Льва Толстого. А Максим, идущий ей навстречу, этот телефон подберет и честно постарается вернуть. Потому что хороший парень. Да и девушка, как вскоре выяснится, ничего.
Евгений Цыганов — Мерцающий герой
Если бы канал СТС не придумал нечто вроде «Фабрики звезд», пригласив для работы над фильмом свыше десятка дебютантов, вряд ли сюжетная схема, взятая из «Июльского дождя» Марлена Хуциева, имела бы какие-то шансы на успех. Непосредственность сложно подделать. Участники съемок слишком молоды, чтобы чувствовать ностальгию по шестидесятым, у них своя история, пусть и с трогательной пометкой «нашим родителям посвящается». Но дело, конечно, не только в физиологии. Линия главных героев грамотно пересекается эффектными камео и подчеркнуто эпизодическим участием звезд. Бежит за Машей, теряя рваный тапок, похмельный донжуан — Владимир Машков. Пьет на лавочке очередной «малек» пролетарий в трусах — Андрей Краско. Ироничным двойником и вестником любви объявляется Павел Баршак — партнер Цыганова по «Прогулке». Да и сам Цыганов учит немецкий точно так же, как его персонаж Герман в фильме «Космос как предчувствие» учил английский, — старательно и рассеянно. Роберт Городецкий из труппы «Лицедеи» изображает живописного бомжа, Александр Баширов — гада управдома в розовом галстуке и вязаной безрукавке, Юрий Цурило — милицейского генерала, спасшего главного героя из случайной кутузки. И наконец, Кирилл Пирогов не только сыграл жениха бывшей девушки Максима, но еще и музыку к фильму написал, тоже угодил в дебютанты. Все эти аттракционы — как скрепки в степлере, не дающие рассыпаться почти невесомому, предельно условному сюжету о потерянном телефоне.
Повелитель Зефира
Слово «милый» — самое частое определение фильма. «Милого» кино в России так мало, что о нем можно говорить как о штучном товаре. Даже если оно проще некуда и ставит перед собой весьма скромные задачи. Подмигнуть, улыбнуться, сказать что-то приятное и ненавязчивое. Показать красивую нарезку фасадов под звуки фирменной музыки петербургских клубов — ска. При всей своей подчеркнутой запутанности город здесь — не замороченный лабиринт на болоте, а залитая солнцем сцена, где герои играют комедию ошибок. Они договариваются о встрече на «Горьковской» и бегут к ней через Пять Углов и улицу Белинского. Идут ночной порой от «Чкаловской» до Михайловского замка с заходом в Новую Голландию и Коломну. Весь фильм носятся вдоль Фонтанки, минуя излишне туристический Невский, но задерживаясь у дома вблизи Египетского моста, напротив гостиницы «Советская». Их игра с городом оттягивает встречу и вызывает беспричинное веселье. Надо только сделать лицо попроще и не сдерживаться, если поет душа. Если вы пропитаны петербургским духом и заняты интеллектуальным трудом, можно не беспокоиться — русского шансона не будет. Камера запрокинет линзу в белесое небо, откуда вместе с летним дождем польется «Маркшейдер Кунст». Все будет отлично, а грубые менты и глупое начальство — это вроде плохой погоды. И когда Максим уронит телефон с моста, не дойдя до Маши нескольких шагов, ему останется только позвонить на радио «Питер FM». Это беспроигрышно.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой