18+
25-26

За 15 лет в музее кино

Ситуация

В декабре 2005 года легендарный Музей кино покидает здание Киноцентра на Красной Пресне. Фонды Музея будут перевезены на «Мосфильм» — предприятие со строгим пропускным режимом. Просветительская, киноклубная и экспозиционная деятельность Музея будет на неопределенный срок перенесена на разные временные площадки. Знаменитые кинопоказы на Красной Пресне, на которых было воспитано нынешнее молодое поколение кинематографистов и синефилов, уходят в прошлое.

История

Музей кино открыт 31 марта 1989 года в Большом зале (№ 1) Киноцентра показом фильма Чарльза Спенсера Чаплина «Великий Диктатор» (1940), подаренного музею леди Уной Чаплин.

С 1 апреля Центральный Музей кино в рамках ВТПО (Всесоюзного творческо-производственного объединения) начал ежедневные показы музейных кинопрограмм в системе малых залов Киноцентра, вскоре получивших имена знаменитых кинематографистов мира: братьев Люмьер (№ 2, 120 кресел), Чарльза Спенсера Чаплина (№ 4, 120 кресел), Сергея Эйзенштейна (№ 5, 200 кресел), Марлен Дитрих (№ 6, 76 кресел), Сатьяджита Рея (№ 7, 79 кресел). Одновременно продолжалось комплектование музейной коллекции, начатое в 1986 году «с нуля» Музейной группой (затем Музейным отделом) ВТПО.

Деятельность Музея кино была поддержана отечественными и иностранными кинематографистами, киноархивами и студиями, культурными центрами и посольствами зарубежных стран в России. Одними из первых в работе Музея приняли участие или активно откликнулись на нее Леонид Трауберг, Александр Медведкин, Федор Хитрук, Александр Сокуров, Юрий Норштейн, Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси (Польша), Сатьяджит Рей и Мринал Сен (Индия), Иштван Сабо (Венгрия), Вим Вендерс, Эрика и Ульрих Грегоры (Германия), директор Немецкого культурного центра (Гете-института) в Москве Катинка Диттрих ван Веринг, киновед и продюсер из Швеции Анна-Лена Вибум, глава Отдела кино МИД Франции Мари-Кристин де Нaвасель и сотрудники Аудиовизуального бюро Посольства Франции в России, советник по культуре Посольства Швеции Ларс Клеберг, Британский совет, швейцарский культурный фонд «PRO HELVETIA» и многие другие.

В декабре 1991-январе 1992 годов Жан-Люк Годар, Анн-Мари Мьевиль и правительство Швейцарии (в связи с 700-летием Швейцарской Конфедерации) подарили Музею кино одну из первых в СССР систем «DOLBY-stereo», которая была смонтирована в зале № 5, видеооборудование для музейной синематеки, а также 12 фильмов Годара на 35-мм пленке с русскими субтитрами, которые были впервые показаны широкой московской публике в присутствии режиссера.

С февраля 1992 года Музей кино был зарегистрирован как общественно-государственная некоммерческая культурно-просветительская и научная организация.

В июле 2001 года, после слияния Госкино с Министерством культуры РФ, было принято решение о придании Музею кино полного государственного статуса — при гарантии сохранения его в здании Киноцентра.

28 декабря 2001 года Устав государственного учреждения культуры «Государственный центральный музей кино» был утвержден министром культуры РФ. М. Е. Швыдким.

Кинопоказы

Музей кино впервые в стране показал в Киноцентре полные ретроспективы фильмов отечественных классиков кино и фильмов о них: Льва Кулешова, Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Абрама Роома, Бориса Барнета, Александра Медведкина, Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Александра Довженко, Игоря Савченко, Владимира Ерофеева, Михаила Ромма, Дмитрия Шостаковича, Михаила Калатозова, Михаила Цехановского, Евгения Габриловича, Тенгиза Абуладзе, Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Ларисы Шепитько, Геннадия Шпаликова, Альфреда Шнитке, Николая Каретникова, Юриса Подниекса, Толомуша Океева, Владимира Кобрина, а также Федора Хитрука, Марлена Хуциева, Марианны Таврог, Артавадза Пелешяна, Отара Иоселиани, Герца Франка, Александра Сокурова, Киры Муратовой, Алексея Германа, Андрея Хржановского и других действующих кинематографистов.

Также впервые в СССР (России) в залах Музея кино были представлены публике обширные ретроспективы режиссеров «Нового немецкого кино» — Райнера Вернера Фассбиндера, Вернера Херцога, Вима Вендерса, Фолькера Шлендорфа, Александра Клюге, Маргаретте фон Тротта, Ханса-Юргена Зиберберга, Райнхарда Хауфа, фильмов Сатьяджита Рея и индийской «новой волны», шведов Вильгота Шемана и Бу Видерберга, швейцарца Даниэля Шмида, израильтянина Амоса Гитая, французов Эрика Ромера, Маргерит Дюрас, Аньес Варда, Алена Жобера, испанцев Педро Альмадовара и Хулио Медема, финнов Мики и Аки Каурисмяки, американца Энди Уорхола, итальянца Витторио де Сета, лидера тайваньского кино Хоу Сяосаня, болгарина Рангела Влчанова, венгров Миклоша Янчо и Белы Тарра, грека Тео Ангелопулоса и многих других.

Более или менее полными ретроспективами были отмечены юбилеи классиков мирового кино — Дэвида Уорка Гриффита и Орсона Уэллса, Ингмара Бергмана и Акиры Куросавы, Рене Клера и Жана Ренуара, Робера Брессона и Франсуа Трюффо, Фрица Ланга и Фридриха Вильгельма Мурнау, Георга Вильгельма Пабста и Эрнста Любича, Карла Теодора Дрейера, Федерико Феллини и Пьера Паоло Пазолини, Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера, Эдварда Мунка и Поля Дельво, сценаристов Карла Майера и Чезаре Дзаваттини, аниматоров Александра Алексеева и Лотты Райнигер, великих актеров Бастера Китона, Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, Гилы Альмагор…

Сенсацией становились ежегодные ретроспективы практически не известных у нас корифеев японского кино — Ясудзиро Одзу (1999), Микио Нарусэ (2001), Кэндзи Мидзогути (2002), Хэйноскэ Госе (2003), Тэйносэ Кинугаса (2004), Хироси Симидзу (2005), организованные с помощью Японского фонда.

Ежегодными стали и многие национальные ретроспективы — «Новое финское кино», «Молодое кино Италии», «Фиесты испанского кино», панорамы голландского, бельгийского кино, фестивали Европейского Союза, интенсивный показ французских и немецких фильмов. Подлинным открытием оказались подборки фильмов из Чили, Ирана, Ирландии, Португалии, Корейской Республики.

Из года в год Музей повторял для желающих систематически изучать историю экранного искусства образовательную программу «Век кино», включавшую самые важные и знаменитые фильмы мирового кино. По вторникам демонстрировались в хронологическом порядке немые фильмы — от первых опытов Эдисона, братьев Люмьер и братьев Складановских до изобретения звука, по четвергам — раннее звуковое кино от «Певца джаза», «Голубого ангела» и «Путевки в жизнь» до 1968 года, по воскресеньям — современное кино. По субботам шел цикл «От Протазанова до Параджанова» (классические отечественные фильмы, не вошедшие в «Век кино»).

Редким, по-новому оцененным и экспериментальным фильмам посвящались программы «ОРИОН» (Открытия, Реставрации, Исследования, Опыты, Находки) и «Новости из прошлого».

Отдельными разделами образовательной программы были «КЛИО (Кино-Личность-История-Общество)», «Раннее русское кино», «Кино Оттепели», «Антология жанров», «Школы и направления мирового кино» (от символизма до постмодернизма), рубрики «Школа зрения» (фильмы об изобразительном искусстве, об архитектуре и о художниках), «ЛиК» (Литература и кино) со специальными циклами «Сюжет и трактовка» (разные по смыслу и стилю экранизации, римейки, вольные вариации), «КиТ» (Кино и театр), «Синематека танца», «Оперный клуб».

В малых залах встречались поклонники неигрового и анимационного кино, участники программы «Мастерская» (дебютанты и молодые кинематографисты), члены клубов национальных культур — французской «Монпарнас», японской «Кагэ», «Немецкого Форума», Ибероамериканского клуба, польского и грузинского киноклубов. Раз в месяц по средам встречались профессионалы — члены Анима-клуба.

Текущий репертуар кинозалов членился на тематические циклы. Примерами их могут быть столь разные по составу и адресу программы, как дубль-ретроспектива «Тарковский и Параджанов», «Ленинградская школа кино», «Экспрессионизм на экране», «Звезды Америки», «Исповеди Феллини», «Классика французского кино: Портрет женщины», «"Новые волны" Европы (Польша, СССР, Британия, Франция, Чехословакия, Венгрия)», «Парад забытых шедевров», «Призрак свободы: Бунюэль и Годар», «Раритеты коллекции Госфильмофонда», «Русское зарубежье», «Портреты кинофестивалей», «Сказки для взрослых Рене Клера», «"Смотреть" и "видеть"», «Окно в мексиканское кино», «Garbo божественная» и др.

Ежедневно в залах Музея кино бывало от 300 до 500 зрителей, за сезон (с сентября до середины июня) показывалось в среднем 1440 фильмов разных стран и эпох, за 10 дней Международного Московского кинофестиваля (во второй половине июня) Музей кино организовывал и принимал более 110 сеансов. За год музейные кинозалы посещали от 115000 до 130000 человек. Средний возраст зрителей: 20–28 лет.

Фондовые коллекции музея кино

Фонды Музея кино насчитывают в целом на 1 июля 2005 года более 400 000 единиц хранения. Научными сотрудниками фондовых подразделений заполнено уже 110 815 паспортов, из них сканировано 87 425 единиц хранения. В электронную базу данных Музея, доступную любому заинтересованному лицу через сайт www.museikino.ru, введено 50 309 паспортов основного фонда, 6108 библиографических паспортов по фонду редкой и научной книги и 1685 фильмографических паспортов по киновидеофонду.

Рукописный фонд

(Сценарии, партитуры, документы, письма, дневники, автографы, архивы киноорганизаций и т.д.)

Учетная карточка Е. Леонова

Раритеты: личные архивы кинематографистов Александра Медведкина, Вениамина Вишневского, Михаила Каростина, Павла Петрова-Бытова, Григория Рошаля, Арши Ованесовой, Геннадия Шпаликова, Эсфири Тобак, Николая Лебедева, Николая Оттена, Нины Алисовой, Валентины Караваевой, Федора Никитина, Фридриха Горенштейна, Надежды Кожушаной и др.; фонд единичных поступлений Якова Протазанова, Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Всеволода Пудовкина, Никиты Богословского, Сергея Герасимова, Андрея Тарковского, Алексея Габриловича и др.

С. Эйзенштейн, заметки к звукозрительным сочинениям

Изобразительный фонд

(Коллекции эскизов декораций, костюмов, персонажей, раскадровки, экспликации, эскизы комбинированных кадров, зарисовки реквизита и типажей, архитектурные разработки к крупнейшим отечественным фильмам, изобразительные материалы к фильмам, которые не были осуществлены, портреты кинематографистов, а также карикатуры и шаржи на них и т.д.)

В. Воинов, «Ефросинья и бояре». Эскиз декорации к к/ф «Иван Грозный» (2-я серия), 1945

Раритеты: персональные коллекции художников Владимира Егорова, Евгения Енея, Петра Галаджева, Льва Мильчина, Николая Суворова, Константина Ефимова, Абрама Фрейдина, Михаила Богданова, Василия Ковригина, Якова Ривоша, Алексея Пархоменко, Эльзы Рапопорт, Софьи Вишневецкой, Ганны Ганевской, Беллы Маневич и Исаака Каплана и др.; живопись и графика режиссеров Сергея Эйзенштейна, Григория Козинцева, Бориса Барнета, Марлена Хуциева, Геннадия Шпаликова, Сергея Параджанова, Георгия Данелии, Рустама Хамдамова, Федерико Феллини, Тонино Гуэрры и др.; операторов Константина Венца, Александра Левицкого, Сергея Урусевского и др.;

М. Богданов, «Появление Наташи в гостиной (Москва)». Эскиз к к/ф «Война и мир», 1964

Фонд анимации

(Архивы организаций, рабочие материалы к фильмам: раскадровки, эскизы, черновые наброски типажей и т.д.)

Сцена «Четыре существа», м/ф «Нити», реж. И. Максимов, 1996

Раритеты: значительная часть архива к/ст «Союзмультфильм», именные коллекции режиссеров и художников-аниматоров Николая и Ольги Ходатаевых, сестер Валентины и Зинаиды Брумберг, Ивана Иванова-Вано, Евгения Мигунова, Мстислава Пащенко, Льва Атаманова и др.; материалы из архива изобретателя игольчатого экрана Александра Алексеева, включающие полный комплект из 120 оригинальных оттисков (акватинт) еще не опубликованных иллюстраций к роману «Анна Каренина». В числе постоянных дарителей — Федор Хитрук, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Андрей Хржановский, Оксана Черкасова, Михаил Алдашин, Валентин Ольшванг и др.

С. Алимов. Эскиз к м/ф «Каникулы Бонифация», реж. Ф. Хитрук, 1965

Фототека

(Негативы, фотоотпечатки, слайды, открытки, срезки кадров, не вошедших в фильмы при окончательном монтаже, и т.д.)

Раритеты: стеклянные и пленочные негативы фотографий, сделанных Андреем Москвиным и Сергеем Урусевским, авторские отпечатки актерских портретов, снятых Жозефом Мартовым, и фотографии Михаила Ромма работы Бориса Балдина, персональный фонд оператора Виктора Домбровского, фото типажей и пейзажей Таджикистана, снятых Львом Кулешовым и Александрой Хохловой для неосуществленного фильма «Дохунда», срезки кадров, не вошедших в фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», и др.

Премьера фильма «Броненосец Потемкин» в кинотеатре «Метрополь», январь 1926

Фонд плакатов и афиш

(плакаты, афиши к фильмам, пригласительные билеты и программы творческих вечеров кинематографистов и т.д.)

Раритеты: афиши и киноплакаты первой четверти ХХ века, в том числе плакаты Владимира и Георгия Стенбергов, Якова Руклевского, Михаила Длугача, Александра Наумова, Александра Родченко и др. Плакаты к фильмам «Ухабы» Абрама Роома, «Митя» и «Проданный аппетит» Николая Охлопкова, «Поручик Киже» Александра Файнциммера, «Женитьба» Эраста Гарина и Хеси Локшиной и т.д.

Предметно-мемориальный фонд

Объединяет в настоящее время несколько разных фондов, которые по мере увеличения станут самостоятельными.

Кино-фототехника

(Съемочная, проекционная, звуковая, осветительная, монтажная аппаратура, предкинематографическая техника — фотоаппараты разных эпох, «волшебные фонари» с расписными стеклами к ним, стереоскопы).

Раритеты: «именная кинотехника»: кинокамерой «Sept» Яков Толчан снимал кадры, вошедшие в фильм Дзиги Вертова «Шестая часть мира»; с кинокамерой «Parvo L» Контантин Венц поднимался на вершины Тянь-Шаня; ручной кинокамерой «Аймо» пользовались фронтовые операторы-документалисты; «Кинопулемет» — уникальное изобретение Александра Медведкина и Игоря Гордийчука (ручная кинокамера, прикрепленная к прикладу автомата), которое применялось для съемок на передовой в 1944–1945 гг.

Проекционный аппарат фирмы Трындина, Москва, Лубянка, начало XX века

Костюмы, реквизит и макеты

(Костюмы, обувь, головные уборы, аксессуары, выполненные на киностудиях по эскизам художников фильмов, мебель, реквизит и макеты

Раритеты: шлем из фильма «Александр Невский», костюмы к фильмам «Иван Грозный», «Герой нашего времени», «Мать Мария», «Помни имя свое» и др.; макет-реконструкция «Кинопоезда» Александра Медведкина, созданный на Центральной студии документальных фильмов под наблюдением самого режиссера, и др.

Мемориальные фонды

(Личные вещи выдающихся кинематографистов; фонд фронтовых операторов — киноаппаратура и приспособления для киносъемки, документы и награды, вещи военного быта и др.)

Раритеты: личные вещи Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Всеволода Пудовкина, Бориса Барнета, Михаила Ромма и Елены Кузьминой, Константина Юдина, Арсения и Андрея Тарковских, Анатолия Головни, Романа Кармена, Нины Алисовой, Николая Крючкова, Георгия Милляра и др.

Теннисная раккетка С. Эйзенштейна с детскими рисунками

Призы и памятные знаки

(Призы, медали, дипломы, полученные мастерами художественного и документального кино на всесоюзных и международных кинофестивалях).

Раритеты: статуэтка «Оскар», присужденная в 1943 г. фильму Ильи Копалина и Леонида Варламова «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»; «Ника» Иннокентия Смоктуновского и др.

Библиотека

Научно-вспомогательный фонд современной кинолитературы

(Книги о кино, изданные с 1945 года до настоящего времени на русском и иностранных языках, основные издания отечественной кинопериодики и коллекция зарубежной периодики)

Фонд редкой книги

(Издания о кино конца XIX-начала XX вв., а также 20–40-х годов ХХ века, книги с дарственными надписями и автографами авторов, книги из коллекций крупных кинематографистов с их пометками на полях)

Раритеты: сборник «Кинематограф и его просветительская роль», изданный в Санкт-Петербурге в 1912 г., книга Е. Маурина «Кинематограф в практической жизни», Петроград, 1916 г., издания братьев Пате: «Кинематограф для всех. Каталоги киноаппаратов и принадлежностей» ,1913 г., «Каталоги несгораемых лент кинематографа для всех» с описанием краткого содержания фильмов, 1914 г.. А также: продукция популярного издательства «Кинопечать»: издание кинофабрики поезда им. Климента Ворошилова 1934 года, «Двенадцать ударных рейсов» о кинопоезде Александров Медведкина и др.

Экспозиции и выставки

В залах Музея кино были проведены:

  • три отчетные фондовые выставки: «Первые обретения» (1990), «Мозаика кинокультуры» (1995) и «История кино, страны, людей» (2004);
  • серия персональных выставок Петра Галаджева, Алексея и Натальи Пархоменко, Эльзы Раппопорт и других художников кино;
  • серия экспозиций об искусстве анимации — «Живые картинки и куклы», «Александр Алексеев», «"Сказке сказок" Юрия Норштейна — двадцать лет», «"Левша" Аркадия Тюрина», «Миры и сны Александра Петрова»;
  • выставки, посвященные жизни и творчеству Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Рустама Хамдамова, Бориса Барнета и др.;
  • фотовыставки о личности и фильмах Райнера Вернера Фассбиндера, о театре Анджея Вайды и его фильме «Пан Тадеуш», о фильмах братьев Каурисмяки (совместно с Финским кинофондом) и др.

На других площадках:

  • выставка «Графика Эйзенштейна» в Музее личных коллекций (совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и с РГАЛИ);
  • выставка киноплакатов 1920-х годов в Бразилии (совместно с Музеем В. В. Маяковского);
  • выставка Юрия Норштейна в Художественной галерее города Пермь, в выставочном зале мэрии Парижа, в японском Музее анимации «Дзибури» и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина;
  • выставка иллюстраций Александра Алексеева к «Анне Карениной» в Русском музее (Санкт-Петербург) и в художественной галерее Нижнего Новгорода;
  • выставки эскизов Петра Галаджева к балетам Касьяна Голейзовского в США и в Италии;
  • «Искусство русского киноплаката» в Хельсинки (совместно с финским Музеем кино).
  • ретроспектива-выставка русского дореволюционного кино в Порденоне (Италия) (совместно с Госфильмофондом России)
  • ретроспектива «Другая история советского кино» на МКФ в Локарно (показана также под названием «Оттепели и заморозки» в парижском Центре им. Жоржа Помпиду и в берлинском кинотеатре «Арсенал»).

Научная и издательская работа

Всероссийские и международные конференции и симпозиумы:

  • три конференции, посвященные биографии и наследию С. М. Эйзенштейна;
  • конференция, посвященная творчеству мастеров ФЭКСа;
  • научные семинары к столетиям режиссеров Абрама Роома, Льва Кулешова, Бориса Барнета;
  • семинар «Козинцев и Шекспир»;
  • международная конференция «Кино тоталитарных режимов. Сходства и различия» (СССР, Германия, Италия);
  • мастер-класс «Костюм в кино» с участием художников по костюмам;
  • семинарский курс «Американское кино „Нового курса“ Рузвельта» (совместно с профессорами университетов США);
  • мастер-классы Александра Медведкина, Владимира Кобрина, Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Анджея Вайды, Ежи Штура, Александра Клюге, Иштвана Сабо, Маргаретте фон Тротта и др.

Издания:

  • Вен. Е. Вишневский, «Документальные фильмы дореволюционной России», 1907 — 1916, каталог (совместно с Госфильмофондом России и Российским государственным архивом кинофотодокументов);
  • С. М. Эйзенштейн, «Мемуары» в двух томах (совместно с редакцией газеты «Труд»);
  • С. М. Эйзенштейн, «Монтаж», «Метод» в двух томах, «Неравнодушная природа» в двух томах (совместно с фондом «Эйзенштейн-центр» и РГАЛИ);
  • Ингмар Бергман, «Картины» (при поддержке Посольства Швеции в России);
  • Андре Базен, «Жан Ренуар» (при поддержке Посольства Франции в России);
  • Робер Брессон, «Заметки о кинематографе» (при поддержке Посольства Франции в России);
  • Эрик Ромер, «Материалы к ретроспективе». Статьи и интервью (при поддержке Посольства Франции в России);
  • Кшиштоф Кесьлевский, «Шесть актеров в поисках режиссера». Мастер-класс в Европейской академии кино (совместно с АНО «Интерньюс»).
GOETHE FILM
Косаковский
Шоушенк
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»