Что вы думаете о Борисе Акунине?
Массовая художественная культура всегда отражает политические и социальные тенденции общества, в котором она существует. Об этом писали уже представители русской формальной школы — Эйхенбаум, Шкловский, Тынянов. Вслед за ними эту мысль развил Лотман.
Огромная популярность текстов Акунина объясняется, на мой взгляд, тем, что они отражают тенденцию в современной российской культуре, которую можно обозначить как пассеизм, то есть заинтересованный взгляд в прошлое, определенный культурный уход в прошлое. Именно это мы уже несколько лет наблюдаем в России пост-ельциновской эпохи. И гимн восстановили советский, и Сталин вроде как-то уже «ничего», и вообще «нельзя отрицать свою историю» …
Мне, как ортодоксальному ельциновцу (который мне дал свободу печати и издал «Указ о развитии психоанализа в России»), все это в высшей степени чуждо.
Я прочитал всего один роман Акунина — первый, «Азазель». Мне показалось, что его стиль, который многим очень нравится, чрезвычайно наивен, груб и вопиюще неточен. Этакий примитивный лубок под XIX век. Фигура Фандорина мне тоже не показалась удачной. По моему мнению, Настя Каменская Александры Марининой — персонаж гораздо более жизненный и перспективный. Я прошел через увлечение Марининой, как почти каждый российский филолог. При всей откровенной пошлости и вульгарной совковости ее стиля она сумела создать, как мне, во всяком случае, кажется, некий вполне цельный и теплый художественный мир, в котором хочется жить и который дышит настоящим. То же самое я могу сказать про сериал «Каменская», который — в отличие от акунинских экранизаций — мне нравится своей актуальностью и бытовой достоверностью, помимо добротной игры прекрасных российских актеров.
В общем, с Акуниным мы смотрим в противоположные стороны: он — в прошлое, в XIX век, а я все-таки рискую — в двадцать первый.
Читайте также
-
«Одинокий Джокер на Голливудском бульваре» — Влад Козлов о фильме «Немая жизнь»
-
Это норма — «Герой наших снов» Кристоффера Боргли
-
Ответного удара не будет — «Империя» Брюно Дюмона
-
«Я хотела сделать условное кино» — Любовь Мульменко о фильме «Фрау»
-
«Возвращение в прошлое неизбежно для любого поколения» — Елена Яковлева о фильме «Свет»
-
Анти-Франкенштейн, который смеется — «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса