СЕАНС
79
СЕАНС — 79
СЕАНС – 79Femmes 2 Femmes
В первый Femmes Femmes, выпущенный почти год назад, многое не поместилось: в новом «женском номере» — еще десяток героинь. Нам важен диапазон характеров и судеб, веер стратегий: от Нормы Ширер до Жужи Добрашкус, от Кэтрин Бигелоу до Майи Дерен, от Марты Месарош до Ванды Якубовской (соцлагерь тоже разный). Ни один список не исчерпает феномен женского взгляда и женского опыта в кинематографе, но что-то невидимое может уместиться между строк.
Невидимка — главный феминитив номера. Невидимый автор Элейн Мэй, которая, как утверждает Джонатан Розенбаум, в своем кино очень любила играть в прятки. О призрачном почерке Эдит Карлмар пишет Ксения Рождественская. О незримых и каких-то неприкаянных — но, может, именно потому свободных — героинях ранней Марты Месарош рассказывает Вероника Хлебникова. Из-за спины изобретателя «техниколора» Герберта Кальмуса выглядывает истинная повелительница цвета Натали Кальмус. Ускользает от противников и союзников Вера Хитилова. Ева Ионеско смотрит в объектив, и видит там призраки адского пламени. Ад и призраки и в новой волне женского хоррора. Женщины-невидимки бродят по опустевшим коридорам «Ленфильма», это героини спектакля «Билет в кино»: название будто намекает на цену, которую приходится заплатить той, что желает прожить жизнь подле экрана. Кто они, эти незримые участницы кинопроцесса? Ассистенты, редакторы, монтажеры.
Кино — искусство, настойчиво желающее быть на виду, требующее большого экрана, хорошей проекции, четкой картинки. И в то же время это искусство призраков, искусство миража, который то слишком явлен, то едва ощутим. Он брезжит, манит, исчезает. Этот номер «Сеанса» — попытка сделать мираж чуть более осязаемым.
ИСТОРИЯ
Норма Ширер
Material Girl
Василий Корецкий
Ванда Якубовская
Не только «освенцимская трилогия»
Денис Вирен
Эдит Карлмар
Благие намерения
Ксения Рождественская
Майя Дерен
В поисках танцующего бога
Андрей Карташов
Ирена Каменьская
Любопытство документалиста
Уршула Тес | Перевод Дениса Вирена
Марта Месарош
Суверенное одиночество
Вероника Хлебникова
Марлен Горрис
Вопрос тишины
Михаил Щукин
Вера Хитилова
Смеяться последней
Борис Нелепо
Элейн Мэй
Прятки у всех на виду
Джонатан Розенбаум | Перевод Павла Гаврилова
Ева Ионеско
Кое‑что о Еве
Алина Рослякова
Кэтрин Бигелоу
Привет, оружие!
Павел Пугачев
Жужа Добрашкус
Чужая родня
Ксения Рождественская
p. s.
«Спектакль делает себя сам»
С участницами коллектива «Вокруг да около» беседует Константин Шавловский
ТЕОРИЯ
Цвет женского рода | Рождение бабочки
Ирина Марголина
Девушка — к беде | Хоррор — женский жанр
Ю Томан
МОНТАЖ
Леди, руки, ножницы | Невидимая жизнь пленки
Дарья Серебряная
Профессия — монтажер
Маргарет Бут | Перевод Павла Гаврилова
«Мне особо нечего сказать»
С Маргарет Бут беседует Ирен Кан Аткинс | Перевод Александра Егорова
Монтаж фильма
Энн Боченс | Перевод Павла Гаврилова
«Наше искусство иногда называют «невидимым»
Из интервью разных лет | Перевод Александра Егорова