хроника

Первым делом самолеты

Писать о «Ветер крепчает» не то чтобы трудно. Напротив, это кино легкое как ветер, но мощное, как межконтинентальный лайнер, поднимающее своего зрителя куда-то ввысь от повседневности и уносящее его далеко-далеко от земли. Миядзаки и раньше был скорее не аниматором, а большим кинопостановщиком, который отчего-то не снимает актеров, а рисует их, «Ветер» же исчерпывающее доказательство того, что он является великим мастером крупной формы, умеющим вплести нить человеческой судьбы в паутину большой Истории.

Это печальная и, наверно, вовсе не детская история (предупреждаем тех, кто вдруг хочет думать, что это продолжение «Рыбки Поньо»), в которой Томас Манн держит за руку Поля Валери, а бумажные самолеты, запущенные рукой мечтателя, вдруг ощериваются пушками боевых истребителей. Главный герой — авиаконструктор Дзиро Хорикоси, знакомый каждому, кто хоть немного увлекался авиацией. Он создал легендарный A6M Zero, наводивший ужас на американских летчиков во время Второй мировой войны.

«Ветер крепчает». Реж. Хаяо Миядзаки. 2013

Несколько заметок на полях фильма

Землетрясение 1923 года

Один из самых значительных моментов «Ветер крепчает» — сцена землетрясения 1923 года, увиденная глазами главного героя Дзиро Хорикоси. Сильнейшая катастрофа практически полностью разрушила Токио и Йокогаму. Миядзаки анимационными средствами сумел добиться эффекта, который не под силу ни Майклу Бэю, ни Роланду Эммериху, ни режиссеру Полу У. С. Андерсону, который в данный момент показывает в кинотеатрах гибель Помпеи.

Вот фрагмент хроники Pathe: оператор компании запечатлел Токио, разрушенный в 1923 году Великим землетрясением Канто. Дальше новости спорта: теннис. А в финале фильма — американский дирижабль C-2 поднимается в небо для трансконтинентального полета. Через несколько лет его вытеснят оттуда самолеты, о которых мечтает юноша Дзиро.

Джованни Капрони

Многокрылый Noviplano, который был построен с расчетом на 100 человек, развалился на части в ходе первого же полета, набрав высоту лишь 18 метров. В снах Дзиро этот фантастический самолет поднимается в воздух без особого труда. Детище Капрони в чем-то сродни другим мегаломанским проектам авиаэнтузиастов, например, «Геркулесу» Говарда Хьюза, который совершил свой первый и единственный полет в 1947, также поднявшись с поверхности озера на высоту около 20 метров.

От воды отрывается H-4 Hercules. Подробности появления самолета на свет можно узнать из кинофильма Мартина Скорсезе «Авиатор».

Хуго Юнкерс

Вторым гуру Дзиро Хорикоси станет знаменитый немецкий авиаконструктор Хуго Юнкерс. Судьба Юнкерса, как и многих других людей, мечтавших о воздухоплавании, но зажатых историей между двумя мировыми войнами, грустна. Великий изобретатель, апологет гражданской авиации, создавший первый лайнер для регулярных полетов (знаменитая «Тетушка Ю», которая, впрочем, позже очень помогла перевозке немецких войск), социалист и пацифист по своим убеждениям, он заложил основы преуспевания фирмы, чьи бомбардировщики будут утюжить города в Европе и России.

Юнкерс W.33. В 1928 году этот самолет совершил трансатлантический перелет.

Mitsubishi A6M Zero и война

Интересный американский учебный фильм для пилотов о том, как в бою распознать Zero, новаторский, маневренный, легкий и чрезвычайно опасный истребитель Дзиро Хорикоси.

Реклама замечательной военной картины Говарда Хоукса «Военно-воздушные силы», снятой в 1943 году. В этом фильме экипажу бомбардировщика B-17, летящему на Гавайи — как раз в этот момент японцы наносят удар по Перл-Харбор — изрядно достается именно от многочисленных Zero. «Крепчает ветер, значит — жить сначала».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: