хроника

Кино 2014. Версия Максима Сухагузова


 

Событие года — «Трудно быть богом»

Фильм, который мы дождались. Фильм, который не участвовал в конкурсах, отказывался от премий и обнулял любые топы. Посмертный опус магнум Алексея Германа, который кого-то разочаровал, кого-то отпугнул, кого-то заставил пересматривать по несколько раз. Но нам теперь жить с этим фильмом.

 

Человек года — сценарист Любовь Мульменко

По стечению обстоятельств в этом году дебютировала сразу тремя фильмами — «Еще один год», «Комбинат „Надежда“» и «Как меня зовут». Такие разные картины, но все одним красивым неровным подчерком. Хочется верить, что для нового поколения молодых режиссеров Мульменко станет тем же самым, чем недавно был Александр Родионов для поколения Хлебникова, Хомерики, Германики и других.

 

Фильм года — «Левиафан»

Если отталкиваться от проката, то это фильм следующего года. Однако про новую картину Звягинцева в этом говорили так много (а сколько отрывков и трейлеров было выкинуто в сеть), что сложилось ощущение, будто ее уже посмотрели все. «Левиафан» взъерошил Канн, закрыл «Кинотавр», отстаивал мат, был в прокате на западе, собрал куш из призов по всему миру, стал главным ньюсмейкером в русском кино в этом году. Теперь грядет финальный аккорд с «Золотым глобусом», «Оскаром» и российским прокатом. Про важность фильма в карьере русского режиссера Андрея Звягинцева, вообще, умолчим.

 

Фильм года в лучшем из возможных миров — «Комбинат „Надежда“»

Сгусток нервов, героев, пейзажа и матерной элегии. Один из главных прорывов года, которому просто не нашлось место ни на этом «Кинотавре», ни в этом прокате, ни в этой реальности.

 

Сюрприз года — «Испытание»

Тот же Звягинцев в этом году неожиданно вручил главный приз «Кинотавра» режиссеру Александру Котту, который в перерыве между сезонами «Обратной стороны Луны» вдруг ступил на территорию авторского кино и взял обет молчания. То есть снял кино без слов, которое живет и дышит изображением. Действительно, любопытный прорыв режиссера, достойный похвалы. Однако к концу учебного года не покидает ощущение, что золотую медаль отличника быстро забудут, а вот выходки троечников еще долго будут вспоминать.

 

Режиссер года — Иван И. Твердовский («Класс коррекции»)

Полнометражный дебют бывшего манипулятора от документального жанра Твердовского сразу сбил с толку фестивальную публику и вызвал самые жаркие споры. Во многом из-за того, что дебютант прошелся по столь тонкому канату и ни разу толком не оступился. Дескать, явно где-то фигу в кармане придержал. Однако, в нашем мире без волшебства, искусные фокусники должны особенно цениться. Ведь кино это и есть манипуляция.

 

Дебют года — «Зимний путь»

Если про Твердовского было более-менее понятно заранее, то вот режиссерский дуэт Тарамаева и Львовой действительно выскочил практически из ниоткуда и показал всем интересное и свободное кино, которое от них никто особо не ждал. Полноценный «дебют года» в том смысле, что вот не было на горизонте таких авторов, а теперь вот с хорошим предчувствием ожидаем их второе кино под названием «Метаморфозы».

 

Новая энергия — «Как меня зовут»

В дебюте Нигины Сайфуллаевой витает какая-то неуловимая сексуальная энергия, которой раньше не было в русском кино. Живое кино с новыми лицами, с новой откровенностью, с новым голосом, с новой громкостью.

 

Разочарование года — «Вэлкам Хом»

Тот самый злосчастный «синдром второго альбома», который стараются сделать максимально непохожим на первый, едут записывать его на иностранную студию, а всю суть теряют где-то по дороге.

 

?Экранизация года — «Куприн»

Ультимативный гид по вселенной Куприна, в которую хочется немедленно погрузиться, вчитаться и разобраться. Телевизионная трилогия экранизаций, снятых тремя разными режиссерами. Включает первую удачную экранизацию «Ямы», за которую можно простить все остальное.

 

?Сериал года — «Физрук»

Шутки шутками, а ведь два сезона за один год, ренессанс Дмитрия Нагиева и главная сериальная удача этого года. Причем второй сезон, несмотря на первоначальный скепсис, к финалу быстро набрал обороты.

 

Сериал года в лучшем из возможных миров — «Завтра» Романа Волобуева

 

Россия, которую мы потеряли. Сериал, который мы потеряли. ? ?Потери года — Музей кино, мат в кино, сайт переводов субтитров notabenoid.com, «Каравелла DDC», «Другое кино» и другие прокатчики.

 

??Слоган года — «Как это все случилось?»


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: