Высшие формы — «Ща, 5 сек»
Хронометраж 5 секунд? Для высказывания и этого достаточно. Куратор фестиваля сверхкороткой и сверхбыстрой анимации «Ща, 5 сек» Надежда Свирская рассказывает, как остановить и рассмотреть мгновение, в нашем цикле «Высшие формы». Показываем фильмы, которые не отнимут у вас много времени.
Надежда Свирская
куратор фестиваля
«Ща, 5 сек» — это фестиваль анимационных микрофильмов продолжительностью до семи секунд (пять секунд на фильм и две — на титры). Он появился в ноябре 2019 года и с тех пор прошел уже три раза. Идея фестиваля пришла режиссеру анимации Евгению Фадееву. Мы с друзьями гуляли ночью по Москве, и он пошутил, что «вот бы сделать фестиваль пятисекундных фильмов». Такие фильмы никому не будет скучно смотреть и делать. Мы стали развивать эту идею, и я тут же предложила сделать это на Большом фестивале мультфильмов, взяв организационную часть на себя. Я тогда курировала клуб БФМ, мы с командой фестиваля придумывали содержание клуба — дискуссии, профессиональные встречи, вечеринки, и мне показалось, что это может быть забавным событием. Женя не сразу поверил в серьёзность моих намерений, но когда мы стали обсуждать детали, всё это звучало так смешно и абсурдно, что захотелось посмотреть, как это будет выглядеть в реальности. Я взяла обещание с присутствующих друзей-аниматоров, включая Женю, что они пришлют по несколько фильмов. Получалось, что у нас будет как минимум двадцать работ — уже что-то, несмотря на то, что показ такого количества займёт всего пару минут. Мы представили себе самый короткий в мире фестиваль. Прикинули, что если сделать церемонию открытия и закрытия, событие вполне можно растянуть минут на пятнадцать-двадцать. Саша Свирский, мой муж, пообещал помимо фильмов сделать заставку фестиваля и сразу же записал на телефон голос Жени с фразой «I will do it very fast».
Название «Ща, 5 сек» мы придумали сразу, в этом суть фестиваля — то, что можно сделать очень быстро. Для анимации это своего рода оксюморон — она не делается быстро. Для авторского пятнадцатиминутного фильма год работы команды — вполне объективный срок. И в создании такого фильма, как правило, много боли, потому что любые правки, изменения — это кропотливый труд, нужно переделывать каждый кадр, которых в секунде от двенадцати до двадцати пяти. И когда фильм готов, автор уже не понимает, удался он или нет. Только когда фильм попадает на фестиваль, встречается со зрителем, режиссер, наконец, может увидеть реакцию.
Через пару дней после того, как возникала идея, мы написали пост в фейсбуке и во вконтакте — объявили приём заявок, который длился всего неделю и заканчивался за час до начала самого фестиваля. Нам прислали около 150-ти фильмов, причём некоторые были от иностранцев, что было абсолютным шоком. Хотелось сделать по-настоящему демократичный фестиваль, поэтому у нас нет отбора, мы принимаем все присланные фильмы, если они соответствуют техническим требованиям и разумным законам РФ. Наш фестиваль не присылает обидное «unfortunately your film was not selected». Идея селекции сама по себе несколько унизительна, но, конечно, для «настоящего» фестиваля без неё не обойтись. А мы решили поэкспериментировать и посмотреть, что будет, если показать все присланные фильмы: невыносимо или, наоборот, весело. Оказалось, второе, потому что даже плохой фильм может быть хорошим, если он длится пять секунд. Также на фестивале нет границы между профессиональной и любительской анимацией. С одной стороны, это к вопросу той же демократичности, а с другой, у авторов, которые не занимаются анимацией профессионально, может быть совершенно неожиданный взгляд, который может быть интересным и профессионалу. Мне кажется, тут ценен обмен идеями, взглядами, и в этом смысле совершенно не важно, у кого какой бэкграунд.
Наш фестиваль — это фестиваль-микроб. Вместе с церемонией открытия, показом, награждением и закрытием он идёт около часа. Сам показ занимает около 20-25 минут. Обычно мы его проводим в рамках других фестивалей. Объявляем приём заявок, который идёт пару недель, и сразу проводим фестиваль, на который приглашаем авторов, их друзей и всех желающих. Первый показ мы провели на Большом фестивале мультфильмов, на вечеринке клуба фестиваля в Боярских палатах. Небольшой зал был набит зрителями до отказа. Всё оказалось гораздо веселее, чем мы могли предположить. На каждый фильм шла мощная эмоциональная реакция зала. Такой плотный поток информации и образов требует от аудитории концентрации — моргнув, вы можете пропустить шедевр.
На «настоящих» фестивалях церемония награждения для многих связана с разочарованием — очевидно, что жюри не может угодить всем. У нас нет официального жюри. Мы сразу хотели уйти от спортивно-соревновательных принципов выбора лучших фильмов, потому что понятно, что система оценок, рейтингов в творчестве не может быть объективной, и даже голосование аудитории — это всего лишь выбор большинства. Поэтому на нашем фестивале каждый может принести свой приз и вручить его автору понравившегося фильма. В Боярских палатах зрители выстроились в очередь на сцену, чтобы вручить свои призы — неожиданные, не всегда ценные, но всё равно очень трогательные — что тоже было здорово и смешно. На втором фестивале, который проходил внутри Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, на ночном неофициальном показе, кто-то из зрителей вручил автору купюру в 1000 рублей, эту идею моментально подхватили другие, и многие авторы получили денежные призы — конечно же, небольшие, но очень приятные для получающих и вручающих. Третий выпуск планировался в июле на опен-эйр фестивале «Бессонница», но поскольку из-за нынешней ситуации фестиваль был отменён, мне показалось, что надо делать показ сейчас, в это странное карантинное время-безвременье. Кто-то испытывает подавленность от невозможности что-то планировать, кто-то, напротив, подъём, и было бы здорово воплотить это во что-то быстрое, отражающее нынешнее состояние. И хотя при объявлении open call мы не заявляем никаких тем, на фестиваль прислали много фильмов, посвященных карантину и коронавирусу, причём с очень разными интерпретациями этой темы.
В основном фильмы идут плюс минус в том порядке, в каком они были присланы. Поскольку каждый автор может прислать до пяти фильмов, я их распределяю по нашей фестивальной «колбасе». В последнем фестивале я вынесла в отдельный блок фильмы 18+. Когда я монтирую порядок фильмов, я себя ставлю в примерно те же условия, в которых работают авторы, то есть делаю всё быстро, моё вмешательство в поток где-то есть, но оно минимально.
Вообще, наш фестиваль является в некотором смысле психотерапевтическим. Анимация — технически очень сложный и долгий процесс, и иногда для начинающих авторов сделать фильм за один-два вечера — это возможность поверить в себя, получить быстрый результат. Для профессионалов это может быть способом отвлечься от основного проекта, поэкспериментировать с малой формой или просто создать анимационную шутку, не сильно задумываясь о задаче, не боясь ошибиться. Кажется, этот формат особенно ценен для отечественной анимации, поскольку у нас сильна традиция нарратива, есть стереотип, что фильм должен быть длинным, с подробными деталями, завязкой, развитием, кульминацией. В каких-то случаях это действительно важно, а какие-то истории можно рассказать в одной-двух сценах. Сам факт наличия такого формата позволяет авторам по-другому взглянуть на работу над созданием фильмов. Если историю можно рассказать за пять секунд, зачем растягивать её на пятнадцать минут? Формат микрофильмов не отрицает ценность длинных, по-настоящему атмосферных и тщательно простроенных, напротив, он подчёркивает мастерство авторов, сумевших подобрать адекватную форму своей идее.
Когда мы всё это придумывали, мы ни на что не ориентировались. Потом я зашла в интернет и начала гуглить похожие форматы, уж слишком идея казалась очевидной. Нашлись зарубежные фестивали микрофильмов до шестидесяти секунд, до двух минут. Есть американский внутристудийный корпоративный проект 5 second Animation Day. Студия предложила своим сотрудникам раз в год делать пятисекундные фильмы, чтобы их подбодрить, но не ограничивать хронометраж, а наоборот пять секунд — это минимум, и в основном фильмы у них гораздо длиннее. Есть также американский канал пятисекундных комедийных кинофильмов. Его делает одна команда, такие забавные этюды.
Мы не претендуем на изобретение какого-то нового жанра, суперкороткие фильмы существуют. Но мы постарались сделать фестиваль максимально открытым, в этом его главное отличие от уже существующих проектов. Мы рады зрителям, но ещё больше мы рады авторам. Любой человек может сделать и прислать свой анимационный фильм, неважно профессионал он или любитель, ребёнок или взрослый.
Самое неожиданное для меня — что присылаемые фильмы продолжают удивлять. После первого фестиваля я думала, что, возможно, тема пятисекундных фильмов исчерпана, и идеи будут повторяться. Оказалось, напротив — авторы потрясающе изобретательны, а на последнем фестивале расширился ещё и диапазон техник, прислали много стопмоушна и разных экспериментов.
Для нас это живой и увлекательный процесс. Главное, что кому-то нравится делать эти фильмы и кому-то нравится их смотреть. Пока это происходит, будущее есть, а каким оно будет, не так уж важно. Мы импровизируем, делаем выводы после каждого фестиваля, что-то немного меняем. Каждый новый приём заявок для нас — это волнение. Мы не знаем, пришлют ли фильмы, и будет ли интересно их смотреть. Мне кажется важным не потерять эту спонтанность, лёгкость и открытость. Конечно, хочется провести фестиваль в настоящем кинотеатре, на большом экране, с красной дорожкой и шампанским в бокалах при входе, как мы это придумывали в самом начале. Но если ради этого придётся цензурировать фильмы, отказываться от любительских работ, оно того не стоит. Анимация, даже в пятисекундном формате, даёт авторам очень широкие возможности для выражения идей. Это может быть работа с формой, абстракция, гэг, настроение, пародия, социальная критика, микродокументалистика — всё, что угодно. Но это всё слова, лучше просто посмотреть несколько наших фильмов.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой