Сказка будет впереди — «Конек-Горбунок» в прокате
В цифровом прокате можно посмотреть самый масштабный долгострой последних лет — экранизацию «Конька-Горбунка» Петра Ершова. О злободневности вечного сюжета и художественных изысках постановки рассказывает Павел Пугачев.
Эту историю вы все наверняка слышали. Иван (Антон Шагин), младший брат в многодетной крестьянской семье, присматривал за отцовским полем, которое кто-то разорял по ночам, и наткнулся на кобылицу, оставившую ему трех коней: двух красивых на продажу, а одного низкорослого и несуразного, зато говорящего голосом Павла Деревянко. Ванька вскоре заступит на госслужбу и будет выполнять особые поручения царя (Михаил Ефремов), среди которых: попытка украсть перо Жар-птицы, дипломатические переговоры с Чудо-юдо-рыбой-китом и похищение невесты (Паулина Андреева) для личных нужд первого лица государства. Вскоре патриот-лоялист, стремительно карабкающийся по карьерной лестнице, превратится в главную проблему власти, опрометчиво взявшей его себе на услужение.
В отличие от «Последних богатырей» и «Книги мастеров», здесь нет попытки втиснуть локальную мифологию в голливудские выкройки.
Найти политическую крамолу хоть здесь, хоть в первоисточнике Петра Ершова не трудно, особенно сегодня, когда одно слово «дворец» вызывает в зале смешки. В целом фильм ведет себя рассудительно: здесь не курят, а вино, которым спаивали Жар-птицу в оригинале, заменяют на орехи — помните, дети, чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью, но новостная повестка предыдущего и текущего годов (премьера планировалась на осень 2020-го) наверняка добавила седых волос создателям. Интересно, как будет смотреться фильм через десяток-другой лет, когда и осознанные, и непреднамеренные параллели с действительностью попросту перестанут считываться? Когда забвению будут брошены дворцы, а судебный процесс над артистом Ефремовым перестанет возникать в памяти при каждом его появлении в кадре, и останется только вечный русский сюжет про столкновение глупой власти с изворотливыми подданными. В одном можно быть уверенным: престранный сон самодержца, в котором Иван скачет под Little Big, будет вызывать еще больше недоумения.
Иван здесь хоть и вовсе не дурак, но, как и водится в русских сказках, лишен всякой способности к самостоятельным поступкам.
Во что одеты герои «Конька-Горбунка»?
Если вынести за скобки сиюминутное, это на редкость выверенное, сдержанное, и даже — страшно сказать — изящное кино. Фильм достоин самых больших экранов и самого внимательного зрителя: работу костюмного (художник по костюмам: Надежда Васильева), декораторского (художники-постановщики: Анастасия Карамулина и Изабела Тихоньска), операторского (оператор-постановщик: Владимир Башта) и прочих цехов хочется рассмотреть как можно пристальнее. Выполненная на высшем уровне компьютерная графика (за нее ответственна студия CGF) сочетается с детальной проработкой вещественного мира, визуальная пестрота и яркие цвета уравновешены тщательно подобранной цветовой палитрой каждого кадра. Если в будущем останутся хоть какие-то музеи российского кино, «Конек-Горбунок» отпишет им достойное наследство, несмотря на свою высокотехнологичную, цифровую природу. При этом он не стремится «переголливудить голливуд»: в кои-то веки дорогостоящий российский фильм не выглядит провинциальным, не кажется уцененной копией американского кино двадцатилетней давности. В отличие от «Последних богатырей» и «Книги мастеров», здесь нет попытки втиснуть локальную мифологию в голливудские выкройки. Это кино, которое не стесняется быть русским, «Конек-Горбунок» — именно сказка, а не фэнтези.
Из последнего вытекает и главная проблема «Конька-Горбунка»: он едва подходит под современные драматургические стандарты. Иван здесь хоть и вовсе не дурак, но, как и водится в русских сказках, лишен всякой способности к самостоятельным поступкам. За него все решают обстоятельства, везение и свалившийся на голову конь с ушами-локаторами и страстью к самопожертвованию. С Царь-девицей все вроде бы обстоит чуть получше — у нее есть норов, но не характер: холодное сердце готово растаять после первых же подаренных цветочков, а в самые ответственные моменты царевна переводит все в шутку либо роняет слезинку. И то и другое — понятные и вполне рациональные ролевые модели, но сказка как ничто другое подходит для их корректировки. Фильм и сам в чем-то похож на своего главного героя: имея доброе сердце и уважение ко всякой живой твари, он все же предпочитает не предпринимать ничего решительного, а занять выжидательную позицию — авось, само все рассосется. Что ж, приготовимся к чуду.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой