Рецензии
хроника

«Твин Пикс», 16 серия: Без стука, без звука


«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

Белая Королева из кэролловской «Алисы в Зазеркалье» сообщала Алисе, что в Зазеркалье, чтобы остаться на месте, нужно бежать со всех ног — ну, а чтобы куда-нибудь добраться, нужно бежать как минимум в два раза быстрее. Реальность Твин Пикса очень похожа на этот странный мир Зазеркалья — не только странными сновидческими образами, но и особенностью повествования, один час может быть переполнен эмоциями и образами, но стоит начать разбираться, как поймешь, что повествование практически не сдвинулось с места. 16-я серия «Твин Пикса» No knock, no doorbell, с одной стороны, оказалась одной из самых насыщенных, но, с другой стороны, оставила большинство персонажей как будто в самом начале пути.

Но это не так важно, ведь эта река чувств и эмоций не может не захватить: наконец происходит событие, к которому нас так долго и давно вели, что в реальность его уже было трудно поверить — возвращение Дэйла Купера. Причем возвращение внезапное и уверенное, говоря словами самого Купера, «стопроцентное». Четко и быстро собравшись, Купер стал человеком, который точно знает, что делать — и наделяет этой уверенностью остальных. Одевшись в черный костюм, Купер сообщает шефу, что «он и есть ФБР», то есть агент, пропавший на 25 лет. Перед этим он успевает подумать и о своей новоприобретенной семье, к которой отправляет еще одного двойника из вигвама. Те понимают, что с отцом что-то не то, он обнимает их на прощание, говорит, что любит, и в компании братьев Митчем и трех девиц в розовом отправляется в Твин Пикс.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

Возвращение — главная тема нового сезона (собственно, это слово вынесено и в полное название сериала). А новая серия не только вернула к жизни агента Купера, но и пролила свет на судьбу другого ключевого персонажа сериала — Одри Хорн. Она наконец-то выбралась из дома в бар Roadhouse. В странной, плывущей атмосфере неожиданно звучит объявление местного диджея о том, что сейчас будет исполнен «танец Одри». Одри растворяется в той самой музыке Бадаламенти, которая когда-то сделала этот танец столь чарующе джазово-сексуальным. Но вдруг в баре начинается драка — магия разрушена, Одри несется к своему мужу с криком: «Вытащи меня отсюда!» На несколько секунд мы видим, как Одри — без макияжа — отражается в зеркале некой белой комнате, где слышны скрежещущие звуки, похожие на разряды электричества. Она успевает спросить: «Что?» — и мы снова оказываемся в баре Roadhouse, хотя реальность этого места теперь под большим вопросом.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

Как мы помним, к пробуждению Купера привело упоминание имени Гордона Коула одним из персонажей «Сансет Бульвара» — после этого щелкнул тумблер в голове Даги/Купера, и он пошел атаковать электророзетку. В истории Одри можно увидеть отсылку к тому же голливудскому нуару, сюжет которого строится вокруг пожилой звезды: она живет в мире грез, понемногу сходит с ума, но, случайно встретив молодого сценариста, пытается вернуться на экран в роли Саломеи. Один из ключевых моментов в истории Саломеи — это завораживающий «танец семи вуалей», которым она, разоблачаясь, очаровывает царя Ирода и заставляет того отрубить голову Иоанну Крестителю.

Попытка вернуться в кино оборачивается для героини крахом, приводит к убийству сценариста и окончательному помешательству пожилой звезды — реальность и выдумка для нее окончательно смешиваются; в финале за ней приходит полиция, но актрисе кажется, что она все еще на съемках. В реальности истории Одри можно было усомниться сразу — как только она появилась в новом «Твин Пиксе», как было поверить в происходящее, если оно столь ненатурально? Однако очередной линчевский пуант вывел нас на новый уровень замешательства — а не снится ли Одри весь Твин Пикс? Реальна ли она сама (во время танца на ее руке можно заметить татуировку в виде символа совы, той самой, которая сигнализирует о близости Черного Вигвама)? А может, она тоже тульпа, галлюцинация, забывшая о том, что ее создали? Ответа пока нет.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

Почему «тоже» тульпа? Ну, потому что «Твин Пикс» — не только о возвращении, но и о расставании. Эта серия была на них богата. Самым эффектным стало прощание (может быть и не окончательное) с Дайан (Лора Дерн), которая оказалась выдумкой, миражом, созданным злым Купером, который изнасиловал ее и, по всей видимости, оставил то ли в вигваме, то ли в каком-то параллельном мире. На прощание Дайан успевает сказать Гордону, что «она — не она» и что «она в участке шерифа». А оказавшись в Черном Вигваме, посылает к черту Майка — и исчезает. Впрочем, упоминание участка, а также тот факт, что в полиции Твин Пикса сейчас находится загадочная ослепленная девушка, выпавшая из другого мира в наш, чье имя Найдо анаграммически схоже с именем Дайан, заставляет задуматься о том, что прощание было не окончательным.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

В отличие от расставания с Ричардом Хорном, о котором мы наконец точно узнали, что он — сын Одри и злого Купера. Это, впрочем, не спасло его от гибели. Зловещий отец везет сына по темной проселочной дорогой к некому месту, о координатах которого злому Куперу, видимо, сообщил убитый им бандит Рэй и превратившийся в мистический пар агент Филипп Джефрис. Затем заставляет, вооружившись неким специальным прибором, найти конкретную точку — и смотрит, как сына поражает потустороння молния. На прощание злой Купер говорит лишь: «Прощай, мой сын» — и уезжает в ночь.

Расстаемся мы и с парочкой прирожденных наемных убийц Хатчем и Шанталь, словно сбежавших к Линчу из фильмов Тарантино. Впрочем, их конец не просто исполнен черного юмора, но и  передает привет фильму Джоэля Шумахера «С меня хватит!» — фургончик бандитов, перегородил подъезд к дому бухгалтера, который не намерен это терпеть. Вспышка гнева — и вот наемные убийцы расстреляны обывателем на глазах агентов ФБР и братьев Митчем.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

На следующей неделе нас ждет финал Твин Пикса — в эфир выйдут последние две серии. И пока мы несемся к развязке по Внутренней Империи, проезжая мимо Малхолланд Драйва, в баре Roadhouse для нас поет Эдвард Луис Северсон III, более известный миру как Эдди Веддер, лидер Pearl Jam:

Right roads not taken, the future’s forsaken
Dropped like a fossil or stone

Now it’s gone, gone
And I am who I am
Who I was I will never come again
Running out of sand


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: