ТЕАТР

Двери не существует. Продолжайте стучать — «Твоими глазами»

На Новой сцене Александринского театра прошла премьера перформанса «Твоими глазами». Эта постановка фонда «Антон тут рядом». Катя Трус пишет о том, как инклюзивный театр обрел свой язык, а мы пытаемся найти ему равный.

Среди разнообразия форм и жанров театра сегодня, когда цветут все цветы, инклюзивным театром никого не удивишь. За короткий срок, чуть больше десяти лет, он стал полноправным участником театрального пространства. «Особенные» спектакли играют на сценах государственных театров, они получают почтенные награды, вроде «Золотой маски». Критики, кажется, нашли подходящий язык, который инклюзивным театрам впору. Это была не самая простая задача: какую профессиональную терминологию здесь употреблять и применима ли она вовсе? Можно ли инклюзивный спектакль анализировать как спектакль, или это что-то другое? Как быть с колючими прилагательными «нейроотличный», «аутичный»? Зрители же сориентировались быстрее всех, если судить по аншлагам на «особенных» спектаклях и вопросам про лишний билетик.

О страхе одиночества, о пути друг к другу и к себе, о снах. Эти слова сами по себе значат все и не значат ничего

Здесь таится парадокс — публика, как правильно, жалует понятную сценическую историю и драматургию, лучше с медийными артистами в главных ролях, а ещё знакомый сюжет и чтобы все как в жизни. В инклюзивном театре нет ни того, ни другого, ни третьего. А что в нем есть? Альтернативная реальность, спонтанность, глубина погружения, чувство правды и много всего такого, что способно пошатнуть хрупкую внутреннюю гармонию, нарушить душевное спокойствие, включить перегоревшие сердечные лампочки. Такой опыт соучастия и сопереживания будто заложен в природе самого театра, но здесь он оголяется до гапида, становится почти зримым и осязаемым.

«Твоими глазами». Хореограф Алевтина Грунтовская. 2025

Фонд «Антон тут рядом» внедрился в театральный мир Петербурга в 2014 году. Как у него это получилось предположить сложно, казалось бы — где артисты, а где аутисты? Театр испокон века был замкнутым, обособленным пространством, со своей сложной «кухней», окутанный мифами и легендами, неудобный и негостеприимный для чужаков. Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова и его тогдашний худрук Андрей Анатольевич Могучий первыми обратили внимание на особенных студентов Фонда и открыли для них свои огромные дубовые двери. Так появился спектакль «Язык птиц» (режиссер Борис Павлович), который прочно и надолго прописался в репертуарной афише театра. Вот кто бы мог подумать? Студенты без театрального опыта освоили фундамент актерского ремесла, а артисты БДТ — подобрали к этому ремеслу новые «ключики», пересобрали и переосмыслили весь свой прошлый сценический опыт. Такое взаимодействие оказалось полезным для всех, хоть и выглядело на первый взгляд чистой авантюрой и называлось экспериментом.

Никаких признаков внешнего привычного мира, пространство «где-то там». В нем есть только я — человек, без дополнительных приставок

Дальше сотрудничество студентов Фонда и театральных артистов только крепло. После Большого, эстафету принял Небольшой драматический театр, где возник спектакль «36 драматургических ситуаций» (режиссер Вера Попова). Следом случились знаменитые «Разговоры» в Пространстве «Квартира» (режиссер Борис Павлович) — совместный проект с Фондом «Альма матер». Кончилось, вернее только началось, все тем, что в Фонде «Антон тут рядом» в 2021 году появилась своя труппа. Труппа современного танца и перформанса. Сегодня в ее афише — перформансы «По пути», «о. Лебединое» и «Скрытое». Прилично, не правда ли?

8 февраля состоялась премьера новой хореографической постановки с нежным названием «Твоими глазами» (хореограф Алевтина Грунтовская). В ней приняли участие студенты Фонда и профессиональные танцовщики. Пластический спектакль о страхе одиночества, о пути друг к другу и к себе, о снах. Эти слова сами по себе значат все и не значат ничего. Все применимые к ним описания себя изжили, стали пустыми и банальными. Но существует язык тела и именно он призван создателями спектакля в помощники. «Любить — это хотеть касаться» — сказал Константин Сергеевич Станиславский и в этом его касании намного больше правды, чем в длинных, старательно сыгранных монологах. Тело подскажет нужное и правильное. Есть только одно но.

«Твоими глазами». Хореограф Алевтина Грунтовская. 2025

Опасения быть неправильно понятым, не так увиденным и не рассмотренным сковывают любые попытки хотя бы попробовать протянуть руку. Мы привыкли обходится социальными статусами и масками, которыми наделило нас (и мы себя сами) общество. Резинки от них натирают уши, но снять страшно. В спектакле «Твоими глазами» все иначе. Он разворачивается почти на голой сцене, не считая люминесцентных ламп и видео проектора (художники Наташа Суворова, Ксения Котенёва, Тора Пархимович). Никаких признаков внешнего привычного мира, пространство «где-то там». В нем есть только я — человек, без дополнительных приставок.

Особенные и обычные танцовщики существуют в крепкой связке, чувствуя каждый жест и шаг друг друга. Уровень такого взаимного подключения и погружения, почти недосягаемый в профессиональном театре, в «Твоими глазами» — легкий и органичный. Нет ни одного «пустого» мгновения: все наполнены, сосредоточены, включены. Спектакль лишен иллюстративности, танцовщики ничего не разыгрывают, не изображают, не показывают заученные хореографические этюды. Они существуют здесь и сейчас, а это дорогого стоит.

«Когда я танцую, я смелый»

Танцовщики — безъязыкие, серые рыбы плавают без скафандров в бескрайнем космосе. В нем ты — это ты, а я — это я. Мы можем долго рассматривать ладонь друг друга просто из любопытства. Я могу рассказать тебе свой сон. Потому что здесь сон — не мелочь на изнанке сознания, а важная часть жизни. Настолько важная, что требует подробной фиксации, записи на диктофон. Ты меня послушаешь и погладишь по голове. Тебе не смешно, а мне не стыдно. Больше не нужно подбирать правильные слова, бояться не взаимности. Есть общий птичий, рыбий, телесный, космический язык, всем известный и понятный без проводников и переводчиков.

«Твоими глазами». Хореограф Алевтина Грунтовская. 2025

«Когда я танцую, я смелый», — сказал один из студентов Фонда «Антон тут рядом». «Когда ты танцуешь, ты смелый, нежный, близкий и очень красивый», — хочется сказать ему в ответ.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: