Высшие формы — «Тучкины штучки» Лизы Скворцовой
Тучи — как люди и другие звери. Лиза Скворцова рассказывает Юрию Михайлину о своей короткой работе, основанной на стихотворении Владимира Маяковского.
Михаил Алдашин предложил мне поучаствовать в альманахе «Серебряный век». Захотелось взять что-то не очень известное. Я подумала: «Как я могу взять шедевр? Что я там сделаю? Опозорюсь». Хотя Наташа Мирзоян не побоялась гумилевского «Жирафа», которого все знают и любят, и сделала восхитительный фильм.
Я почитала стихи и выбрала «Тучкины штучки» Маяковского. Решила, что тучки — это классно, можно использовать какой-нибудь интересный материал, например, войлок. Войлок приятный, его хотелось потрогать руками, получить тактильное удовольствие. Мы тогда снимали заставку для сериала «Зулейха открывает глаза» в разных материалах, очень вдохновились. После съемок остались станки, освещение, и прям хотелось снимать что-то еще. Но началась пандемия, и поэтому ходить туда было страшно.
Тогда был ковидный период, очень трудно и страшно из-за всей этой изоляции. Хотелось, чтобы в фильме все было легко, и я даже не поняла, как мы его доделали. В общем, в жизни все было по-другому, чем в фильме.
«Все равно слишком сладенький. Так вообще нельзя — неприлично»
Всю анимацию я делала сама. Из «живых» материалов там только войлок и пластилиновая жирафья нога. Кстати, насчет жирафа. «Тучки» мы делали одновременно с клипом «Машины времени» «Мы рядом», и там у нас тоже огромный жираф. В «Тучках» он солнце, в клипе — божество. Очень прикольно было снимать видео для клипа в Лефортовском парке. В темноте декорация казалась настоящим городком. Мы замерзли, сложили домики и мостки прям со светящимися гирляндами в прозрачный пакет «Передвижник». Илюша Юдович завернулся в советское верблюжье одеяло и нес в темноте этот городок в пакете. Мы вышли из парка, увидели настоящие домики, и было ощущение, что кто-то огромный, бородатый, похожий на Илюшу принес их сюда.
Золотые мерцающие фоны в «Тучках» — это влияние Илюши, который знает разные прекрасные способы делать в After Effects живое дыхание и золотистое сияние. Он мне показал, как создавать такие красивые штуки, теперь я это тоже удовольствием практикую. Хотя, конечно, у него это получается намного лучше меня. Синяя вода с белой пеной в финале — это, может быть, даже какой-то эклер [ротоскопирование — примеч.] — нарисовано по видео, я уже не помню.
Когда я рисовала зайчика, вокруг ходила Даша Вяткина [мультипликатор — примеч.] и говорила: «Слишком сладенький зайчик! Делай брутальнее». Я переделывала, она опять ругалась: «Все равно слишком сладенький. Так вообще нельзя — неприлично». И уж насколько я смогла брутально, настолько и сделала. Так под ее воздействием и получился этот зайчик. Спасибо Даше. А то было бы сладенько.