Высшие формы — «Узы» Дины Великовской
После небольшой паузы продолжаем наш онлайн-фестиваль «Высшие формы». О том, как делать анимацию из проволоки, рисовать 3D-ручкой и бороться с гравитацией рассказывает автор фильма «Узы» Дина Великовская.
Мне пришел в голову образ: девушка, проходя мимо дерева, цепляется за него юбкой, но вместо юбки распускается дерево, с грохотом падают яблоки. Этот образ был долгожданным визуальным решением для темы, которая давно крутилась у меня в голове, но я не знала, как превратить ее в фильм — темы расставания с родителями. К тому моменту я уже два года жила в Германии. Переезд дался мне трудно: я переживала за родителей, да и сама чувствовала себя в новой стране не в своей тарелке. Образ нити, связывающей девушку с ее родным домом, очень точно попал в мое ощущение.
Высшие формы — «Белоснежье» Ирины Эльшанской
Это первый фильм, который не впрямую, но образно так близко касается моей жизни. В каком-то смысле это документальный фильм или фильм-дневник. Персонажи в нем вдохновлены реальными людьми. Хоть я и пыталась максимально отдалить родителей из мультфильма от моих родителей, все же они вышли очень на них похожими. Например, сцена с шарфом в начале — именно так происходит у нас дома, если я куда-то собираюсь: мои родители тысячу раз предложат взять с собой бутербродик (вдруг проголодаюсь), десять раз напомнят, что дорогу надо переходить на светофоре. Такая вот гиперопека. Мне хотелось показать эти детали, чтобы зритель понял, что переезд дочери — большая перемена для этой семьи. А вот главную героиню я списывала не с себя. Я решила, что для фильма будет лучше, если в качестве прототипа я возьму мою подругу, которую с самого начала увидела в этом образе. Она аниматор, и я позвала ее анимировать саму себя, но у нее родился ребенок, и она успела разработать только походку героини. Этот интересный эксперимент не получилось продлить, зато походка вышла замечательной. Это правда, что художник рисует сам себя, а аниматор сам себя анимирует.
И хоть обычно, материализуясь, образы уплощаются и теряют свой первый шарм, все равно интересно видеть, как они продолжают свое развитие уже в ином виде.
Высшие формы — проект «Анимация и я»
Я задумывала эту историю в рисованной технике, так как хотелось показать живых персонажей с эмоциями. Рисованная анимация для этого подходит лучше всего. Но в процессе разработки аниматика я поняла, что рисовать «развязывающиеся» предметы очень сложно. Тогда сопродюсер фильма и по совместительству мой муж подкинул идею делать предметы из проволоки и распускать их по-настоящему под камерой. Идея мне понравилась, но оставался вопрос: как делать персонажей? Из проволоки они получились бы не такими живыми как рисованные. Тогда мой муж бросил в воздух фразу: «Ну, рисуй 3D-ручкой» (она действует по принципу клей-пистолета, только нагревает не клей, а пластик, который очень быстро застывает, позволяя, таким образом, рисовать). Я повертела пальцем у виска. Как я буду рисовать одинаковые фазы персонажей? Как вообще можно нарисовать что-то похожее на предыдущий рисунок, если рисовать в воздухе? И как закреплять рисунки? Как совмещать их с проволочными предметами?
Но мысль застряла в голове. Может быть, потому что я очень люблю стоп-моушн анимацию, в которой чувствую себя как рыба в воде. Большая часть моих фильмов — кукольные. Может, потому что мое первое образование — художник-постановщик театра, и я очень любила делать макеты к спектаклям. Может, потому что я не очень хорошо рисую и чувствую себя неуверенно, когда сажусь за чистый лист бумаги. Мне легче сделать куклу или декорацию. А, может, потому что я — кинестетик: обязательно щупаю предмет, который встречаю впервые. У меня в голове библиотека поверхностей «на ощупь».
И уж очень эта идея с проволокой подходила к сюжету фильма. Я начала думать, как это осуществить, и, в конце концов, нашлись ответы на все вопросы.
Высшие формы — «Голоса» Дарьи Благовой, Александры Косухиной, Анастасии Ворониной и Марины Верик
По моим лэйаутам — рисункам главных поз — создавалась анимация, сразу в компьютере. Мне повезло, на фильме работала целая команда замечательных мультипликаторов. Потом анимация обводилась 3D-ручкой. Я положила на стол обычный компьютерный экран, приклеила на него стекло — у меня получилось что-то вроде «просвета», который используют аниматоры, когда работают на бумаге. И прямо по этому стеклу я рисовала 3D-ручкой. Каждую фазу подписывала, чтобы не потерять и не перепутать. Получилось огромное количество рисунков, которые можно держать в руках. Самым важным моим изобретением было использование швейных булавок для стабилизации рисунков. Эти булавки служили «штифтами». Когда снимаешь рисунки кадр за кадром, нужно каждую следующую фазу положить точно на то же место, где лежала предыдущая. Чтобы это осуществить, аниматоры специальным аппаратом пробивают дырки в листах и во время съемки нанизывают листы с рисунками на штифты. В моем случае штифтами были булавки, которые были приклеены на одном и том же месте у всех персонажей. Пол в макете, в котором я снимала, был из пенопласта, и я просто вкалывала в него фигурки, совмещая их с проволочными предметами. Такая техника позволяет импровизировать под камерой. Персонажи были санимированы заранее, но при совмещении с проволочной анимацией приходилось молниеносно реагировать на непредсказуемые моменты. Особенно мне понравилось совмещать объем и плоскость, играть с пространством. Получился очень интересный эффект, такая обманка — рисованная анимация, отбрасывающая тени: предметы и персонажи хоть и выглядят плоскими, ведут себя как объемные — например, оказываются в расфокусе, когда находятся вдалеке.
Я до сих пор люблю, когда оживает!
Меня замучила борьба с гравитацией. В фильме постоянно падают и расплетаются проволочные предметы. Снимать такие падения покадрово было нелегко: приходилось подвешивать предметы на тонких лесках и подпирать подставочками. Проволока не слушалась, норовила упасть, не принимала ту позу, которая была нужна. Я намучилась во время съемок и потом, когда чистила кадры в постпродакшне — все эти подпорочки и лесочки надо было стирать в каждом кадре. Но результат стоил трудов.
Высшие формы — «Селезень, веревочка и желудь» Алины Титоренко
Мне очень нравится переносить увиденное в голове в реальный мир, когда то, что могла представить только я, может увидеть кто-то еще. В воображении все неконкретно и быстро ускользает. Делая фильм, я фиксирую эти уплывающие образы, даю им форму. Мне очень нравится этот процесс переноса из головы в наш мир. Я до сих пор люблю, когда оживает! Нарисованный персонаж или кукла — это неживые объекты. И вот приходит аниматор или я сама… и после нескольких часов труда, пота и слез (не всегда, но бывает) это уже не объект и не картинка, а живое существо — он дышит, чувствует, у него есть цели и желания. Это мой драйв — то, что заставляет меня работать дальше. Когда мне представился образ распускающегося как пряжа дерева, нестерпимо захотелось увидеть его на экране и показать зрителям. И хоть обычно, материализуясь, образы уплощаются и теряют свой первый шарм, все равно интересно видеть, как они продолжают свое развитие уже в ином виде.
Ситуация с расплетанием предметов вела меня, диктовала свои правила, сценарные узлы запутывались и распутывались. Было очень интересно распутывать этот клубок — и в прямом, и в переносном смысле. Много раз мне хотелось все бросить и сделать какой-нибудь другой фильм — попроще. Но тот первый импульс, желание увидеть на экране всю эту ситуацию держали меня. Кстати, дерево как раз и не получилось таким, как мне хотелось. Мне жаль, но так часто бывает.
Финал фильма много раз менялся. Ясно было одно: девушка должна каким-то образом найти связь с родителями. Не помню, как придумался этот вариант с качелями, но он кажется мне самым элегантным.